Иисус Христос суперзвезда

Иисус Христос суперзвезда в Ярославле (1990)

В мои руки благодаря Виктору Поляку, первому переводчику на русский язык либретто "Иисус Христос суперзвезда", попали интереснейшие материалы. А именно - пригласительная открытка на постановку, которая состоялась в ярославском клубе ЯТТУ 21 января 1990 года. И единственная рецензия в местной прессе на эту постановку.

Слово Виктору Поляку:

Что до концерта, то это был единственный случай в Ярославле с приглашениями на "ИХС". И еще в том, что присутствовали сразу два автора перевода либретто. Яков пригласил тогда Алексея (не помню фамилии), с переводом которого он меня знакомил за два года до этого. Похоже, Алексей после концерта понял, что его трудов здесь не видно и не слышно. Больше я его не видел.

На концерт были приглашены видные гос. деятели Ярославля и области по культуре. Явились, конечно, не многие. Но "одобрямс" был общий. Появившийся в ТЮЗе только-только назначенный главреж Александр Кузин еще не прибыл в Ярославль, но информацию о концерте, видимо, от кого-то получил.

Как мне стало понятно позже, Кузин отреагировал мгновенно и постарался максимально быстро включить "ИХС" в репертуар ТЮЗа. Но проблема была в том, что репертуарный план составляется на месяц вперед, то есть и февраль, и март уже были расписаны. Вот поэтому датой премьеры стало 2 апреля - первая доступная дата. Назначать на 1 апреля, видимо, не рискнули из опасения, что все сочтут это шуткой...
 

А вот фотографии того самого пригласительного. Обратите внимание, что постановка состоялась ещё при Советском Союзе! И скан той самой газеты с рецензией. Фотографии кликабельны.

Приглашение на постановку ИХС

 

Газета с рецензией на ИХС

 

А вот и текст той самой статьи из газеты "Клипп" - комсомольское приложение к Вестнику Дзержинского района Ярославля:

Jesus Christ superstar на ярославской сцене

На вопрос, благословен ли спектакль "Иисус Христос суперзвезда" церковью или, по крайней мере, имеется ли разрешение ярославской епархии, музыкальный руководитель постановки Яков Казьянский отрицательно мотает головой

А жаль, вопрос этот из области профессиональной этики. Честный художник никогда не посмел бы затрагивать, например, тему Магомета или Будды, не думая о последствиях, об элементарном - не оскорбить чувств верующих. Видимо, история со скандальным романом Салмана Рушди "Сатанинские суры" мало кого встревожила у нас в стране. Кто-то может сослаться, что оперу в своё время благословил сам Папа. Это верно, но он имел в виду тамошние, западные постановки.

Итак, опера Эндрю Ллойд Уэббера и Тима Райса собирает аплодисменты и цветы у ярославского зрителя. Почему? Попробуем найти ответ, а может, и не один.

Любая учительница в школе, не рискуя быть освистанной, может поставить Шекспира, Чехова - кого угодно. Претензий никаких - это не спектакль, а разводка по мизансценам с выученным текстом. ТЮЗовское творение претендует, как видно, на что-то большее.

Кое-как и кое-что собрали из разных спектаклей, непонятно по каким художественным принципам подобрали свет, выпустили странного чтеца, полагаясь на безграмотность толпы, чтобы он дочитывал то, что не смогли вместить в представление из оригинала оперы, подключили к работе режиссёра... Вот один из ответов - спектакля нет. А раз нет, то нет и суда.

И не стоит осуждать непрофессионализм исполнителей вокальных партий, хотя в отношении Магдалены (Л.Хомутова) осуждений меньше всего. К слову, и в "Юноне" певцов нет, но есть актёры. А в ТЮЗе? Принцип "школьный учительницы" взял верх в профессиональном театре.

Да и зритель, живя на родине первого русского, разуверился в никудышных спектаклях полумёртвых театров и готов скушать что угодно, но только бы увидеть что-то не такое, что-то когда-то запрещённое. Вот и другой ответ.

И, конечно, гениальная музыка Уэббера, даже сыгранная не полностью и далеко не совсем так, да и сам факт, что герой спектакля - не Стаханов, не Олег Кошевой, а Иисус Христос, пусть даже в русской версии тоже гениального либретто Т.Райса.

Много об этом, боюсь сказать - спектакле, но и не концерте не напишешь, всё очень уж ясно. Человеку с верой, с высокой духовностью, просто обладающему вкусом и культурой, могу посоветовать одно - отнестись к неталантливому зрелищу несерьёзно. И это будет достойно: если не уважают авторов, религию, музыку, само понятие "театр", значит, и тебя, зритель.

А.В.




P.S. Никаких рассуждений о самой статье я решил тут не печатать, сделаю это отдельным материалом.

Powered by GetSimple