Иисус Христос суперзвезда

История создания оперы Иисус Христос суперзвезда

Немного об истории создания рок-оперы и первых её исполнителях. Копипаст. Найдено на просторах интернета.

 


Jesus Christ Superstar (Иисус Христос Суперзвезда) - рок-опера (музыка - Эндрю Ллойд Уэббер, либретто - Тим Райс), изданная первоначально как альбом, состоящий из двух виниловых пластинок, в 1970 году компанией MCA Records в Европе и Decca Records - в США. Альбом имел огромный успех, особенно в США, где в 1971 году он несколько раз поднимался на 1-ое место в Биллборде. Рок-опера Jesus Christ Superstar привлекла внимание постановщиков мюзиклов на Бродвее, и продолжила свою жизнь в многочисленных постановках (вплоть до наших дней) на многих языках мира во многих странах. Альбомов, связанных с этой рок-оперой, вышло также несколько десятков, только на английском языке было около 10 изданий в разных трактовках и исполнениях, но данное издание считается оригинальным и классическим.

История рок-оперы "Jesus Christ Superstar"

Эндрю Ллойд Уэбберу было всего 22 года, а Тиму Райсу - 26, когда они создали это монументальное произведение. До этого у них уже был опыт обращения к библейским сюжетам. В 1968 году этот творческий тандем сочинил для одной из начальных школ Лондона 15-минутную кантату под названием Joseph and the Amazing Technicolor Dreamcoat (Иосиф и его удивительный цветастый плащ мечты). Это было произведение в легкоперевариваемом стиле поп-музыки, идея базировалась на истории "разноцветного плаща" Иосифа из Еврейской Библии, вероятно сотканного из разных лоскутков. Произведение имело успех, после первого исполнения кантаты, авторов позвали в другие школы и, поначалу предназначенное для школьных утренников, постепенно обрело форму концептуального альбома Joseph and the Amazing Technicolor Dreamcoat, который фирма Decca выпустила в 1969 году.

Jesus Christ Superstar задумывался как рок-опера, но не ведая, где взять финансы для ее постановки на сцене, Ллойд Уэббер и Райс сделали ее в виде концептуального альбома, который согласились издать MCA Records и ее филиал в Америке - Decca.

Что подвигло Уэббера-Райса взяться далее за тему Христа, трудно сказать, но заглядывая из сегодняшнего дня, становится очевидно, что Jesus Christ Superstar появился в нужное время и в нужном месте, отражая эпоху "flower power " - хиппи с их философией peace and love (мир и любовь). Хотя содержание рок-оперы непосредственно касается Страстной недели в жизни Христа и начинается с приготовлений к Его вхождению в Иерусалим, а заканчивается Распятием, но это произведение скорее является зеркалом контркультуры хиппи, чем иллюстрацией к Евангелиям. Дабы отмести всякие обвинения этой оперы в богохульстве и святотатстве, надо сразу отметить, что в ней речь идет не о Христе историческом и евангельском. Само название подчеркивает - перед нами Иисус Христос Суперзвезда - некий продукт современного общества.

Тим Райс использовал для написания сюжета книгу Фултона Дж. Шина "Жизнь Христа", которая исследует паралельность в описании трех, так называемых, Синоптических Евангелий - от Матвея, Марка и Луки. В опере отражены ключевые события Страстной недели:

  • Вход Господень в Иерусалим под восторженное пение толпы "Осанна!".
  • Совещание первосвященников, на котором решено уничтожить Иисуса "во благо нации".
  • Предательство Иуды.
  • Последняя Вечеря.
  • Молитва в Гефсиманском саду и арест Христа.
  • Тройное отречение Петра.
  • Христос на дознавании у царя Ирода и римского наместника Понтия Пилата.
  • Суд Пилата под крики "Распни его!".
  • Бичевание и Распятие Христа.

 

Последняя тема в альбоме, инструментальная - "John Nineteen: Forty-One" - это ссылка на Евангелие от Иоанна, глава 19, стих 41, где сказано: "На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен." На этом Jesus Christ Superstar завершается. Тема Воскресения, как главная в миссии Иисуса и основная цель христианской религии, в этой рок-опере отсутствует.

Опираясь на ключевые евангельские события, авторы далее драматизировали их достаточно эмоциональными подробностями, в которых исторические и евангельские личности трактуются достаточно вольно. В центре сюжета: Иуда, недовольный Иисусом; Мария Магдалена, по-женски влюбленная в Иисуса; сам Иисус - не Сын Божий, а человек, терзаемый сомнениями и страхами относительно своей миссии; Понтий Пилат - не лишенный человечности чиновник.

Достаточно ярко выписаны другие персонажи. Например царь Иудейский, чью арию Майк д'Або исполнил в расслабленной манере рэг-тайма, остроумно подчеркнув богемный образ жизни пофигиста Ирода и его беспечный подход к глобальной проблеме, которая стала онтологической для его народа. Создается впечатление, что Мэл Гибсон, создавая образ Ирода в своей киноиконе "Страсти Христовы", опирался на эту песенку из Superstar.

Прекрасно поет партию Симона Зилота Джон Густафсон по прозвищу Гус, который на самом деле не певец, а маститый бас-гитарист. Густафсон считается самым значительным бас-гитаристом после Пола Маккартни, вышедшим из Ливерпуля. Он играл во многих английских группах, в том числе в проектах Роджера Гловера, а позже - в нескольких реинкарнациях The Ian Gillan Band. В опере Густафсон, в лице Симона Зилота, уговаривает Иисуса воспользоваться своим авторитетом и поднять восстание против римлян, гарантируя ему власть и вечную славу. Голос одного из священников исполнил под псевдонимом Пол Рейвен будущий звезда глэм-рока Гарри Глиттер.

Самая яркая женская партия, конечно же партия Марии Магдалены под названием "I Don't Know How to Love Him" (Я не знаю, как любить его) в исполнении Ивонны Эллиман, которая исполняла эту арию и в бродвейской постановке рок-оперы. Песня стала самой популярной из рок-оперы, благодаря выпуску на сорокопятке и интенсивной ротации (вплоть до наших дней) по радио.

Необходимо отметить, что помимо сольных арий, Jesus Christ Superstar восхищает многочисленными хоровыми партиями, которые несут в опере не меньшую смысловую нагрузку. Это "Hosanna" толпы, звучащая на Вход Иисуса в Иерусалим. Это хор менял и торговцев в Храме ("The Temple"), хор больных и увечных (там же). Одну из трогательных песен альбома исполняет хор от лица апостолов в Тайной Вечере ("The Last Supper"). Одни из самых жестких партий в опере исполняются хором от лица толпы при аресте Иисуса ("The Arrest") и на Суде Пилата ("Trial Before Pilate (Including the Thirty-Nine Lashes)": "У нас нет царя, кроме Цезаря! Распни его!".

Некоторые моменты, при всей их "апокрифичности", придали истории дополнительный драматизм - например, потрясающе проникновенная песня "Сон Пилата". Все партии Пилата в альбоме (и в бродвейском мюзикле 1971 года) исполнил американский актер и певец Барри Деннен, который в 1960-63 гг. жил в Нью-Йорке с никому еще не известной Барброй Стрейзанд и помог ей тогда сделать первые шаги в ее блистательной карьере. В конце 1960-х он уехал жить в Лондон, оказавшись в нужном месте в нужное время, чтобы попасть в исторический состав участников альбома Jesus Christ Superstar. Деннен вложил сильные эмоции в исполнение песни "Суд Пилата", где римский наместник, не найдя вины за Иисусом, тщетно пытается отговорить толпу от казни невинного.

Сюжет часто граничит не только с апокрифичностью, но и ересью. Например, в "Тайной Вечере" ("The Last Supper") Иисус открыто при всех апостолах разоблачает Иуду в намерении предать Его и чуть не прогоняет из-за стола со словами: "Поспеши, глупец, иди и избавь меня от своих речей, я знать не хочу - Иди!" Еще большая ересь звучит в сцене самоубийства Иуды, где предатель обвиняет Бога в своем преступлении, как будто он был обязан и не мог не совершить это.

Ересь в песне "Гефсимания" ("Gethsemane (I Only Want to Say)", где отнюдь не Сын Божий, но слабый сомневающийся человек обращается к Богу: "Убери эту чашу от меня, ибо я не хочу пробовать ее яд... Почему я должен умереть?", но в конце концов, обреченно смиряется: "Твоя воля жестока,/ но в твоих руках все карты,/ я выпью твою чашу яда,/ пригвозди меня к кресту и разбей меня/Окровавь меня/Побей, убей, забери меня - пока я не передумал." В то же время, это одна из сильнейших партий Иэна Гиллана в рок-опере, где он берет верхнюю соль с крещендо. Возможно, это одна из главных песен в жизни Иэна, где он проникновенно изобразил ситуацию Гефсимании, в которую рано или поздно попадает каждый человек.

Вообще, не вдаваясь в спорную теологию Jesus Christ Superstar, стоит отметить несомненный факт благотворного влияния рок-оперы на многих молодых людей в мире, выросших в атеистическом окружении, для которых этот альбом оказался первым шагом на пути к Богу. Я лично знал одного молодого человека, атеиста - как положено советским людям, который, не владея толком английским языком, знал Jesus Christ Superstar наизусть, интуитивно понимая, о чем идет речь, повесил на стене плакат с Гилланом в терновом венце и рассказывал мне, что в моменты озарения крестился как перед иконой, обращаясь к неведомому Богу.

Powered by GetSimple