Иисус Христос суперзвезда

Творческий любительский коллектив Эпилог - 1 марта 2015 года

В воскресенье 1 марта я был на спектакле "Иисус Христос суперзвезда", поставленный силами театра "Эпилог". Я уже упоминал об этом коллективе, когда брал интервью у художественного руководителя "Эпилога". Постановка была осуществлена в усадьбе Фрилабс, кстати, довольно интересное место, советую заложить в заметки.

Я обещал представить развёрнутую рецензию на спектакль и сейчас попытаюсь это сделать.

Долго размышлял - делать ли скидку на то, что актёры в массе своей ещё очень юные, а сам театр не профессиональный? Потом решил - нет. Ребята ввязались в Большое Искусство, а оно беспощадно. И выживает только сильнейший. В технике принято расчитывать производительность или эффективность по самому слабому звену технологической цепочки. В искусстве - наоборот. Точкой отсчёта обычно служит некий идеал (почти всегда очень условный и зачастую просто недостижимый), а уж остальные оцениваются по тому, насколько им удалось к этому идеалу приблизиться.

Поэтому буду судить так, словно ребята - актёры Ковент-Гардена или голливудские звёзды. А помогать мне в этом будет мой внутренний Капитан Неочевидность (КН). Он будет раздавать вредные советы (они выделены особым цветом). Советы эти ни в коем случае не следует воспринимать буквально. Просто почитать и сделать собственные выводы. Итак,

По общей режиссуре.

1. Вокал слабоват. Очень слабоват. Да, само произведение технически очень сложное - ну что же, а никто и не обещал, что будет легко. ИХС - штука, требующая вокала. А его практически не было. Удержали "позиции" с разной степенью потерь лишь немногие. Подробнее о каждом скажу ниже. Остальным нужно будет приложить большие усилия для того, чтобы занять своё место в структуре спектакля.

2. Хореография ещё более слабовата. Точнее, её особо и не было. Тут ведь и требовалось-то немного - делать синхронные действия и более чётко эти действия обозначать. Вскинули руки - резко и одновременно. Развернулись - тоже резко и все одновременно. И всё.

На мой взгляд, по части массовки-толпы было сделано две ошибки:

Во-первых, чётко не разделили апостолов и толпу. Всё было перемешано, не понять было кто "плохой", а кто - "хороший". А ведь толпа - это очень важное действующее лицо спектакля. И она меняется - от востороженной в начале действия до требущих распятия в конце. От "Излечи меня, Христос!" до "Что ты скажешь теперь, Христос?". Этой разницы видно не было. Толпа везде была нейтрально-суетливой.

Во-вторых, толпу начисто лишили слов - то есть, сделали из неё чистую пантомиму. Забыв о том, что пантомима - это один из сложнейших видов искусство. И донести что-то до зрителя с помощью одной лишь пантомимы - задача посильная лишь крутым профи, а не начинающим артистам.

КН. Ну да, петь хором (для толпы) - сложно. Этому надо учить и это надо репетировать. Но можно было отдать толпе отдельные реплики? Типа "распни его"? Пусть фонограмный хор поёт за кадром, а живая толпа на сцене подпевает. Выучит слова и подпевает. Тут даже и сфальшивить можно - закадровый хор смягчит.

3. И звукорежиссура подкачала. Зальчик маленький, а колонки-то большие. Зачем же сильно выкручивать звук? В-первых, актёры не в состоянии переорать динамики. Во-вторых, в некоторых местах звука вообще должно быть по минимуму. К примеру, сцена Иисуса в Гефсиманском саду. Человек страдает, а колонки орут. Ну не Рамштайн же, в самом деле!

Тут вот ещё какой момент. Гораздо лучший вариант, когда музыка играет тихо, а актёр поёт/говорит громко и внятно  - пусть даже и поёт фальшиво. Нежели когда музыка гремит, а актёр фактически только рот открывает как рыба. Когда актёра не слышно вообще - это всегда нетерпимо. Теряется весь сюжет и смысл сцены.

4. И ещё раз скажу, что моссоветовский вариант - не самый удачный вариант для подражания. Больно тяжёл он и много там "отсебятины". Но поскольку вопрос этот слишком фундаментальный, то мы не будем его тут рассматривать.

Актёры.

Иисус.

Ах, Иисус, Иисус... Какой бы мог получиться типаж! Лицом - вылитый Иисус и гримировать не надо. Высокий, стройный, всегда возвышающийся и над толпой, и над апостолами и над своими "идеологическими" противниками - Кайафой, Пилатом. Это естественное возвышение - изюминка просто! Довести бы до ума - и режиссёры театра Моссовета и театра Стаса Намина в ногах валялись бы, умоляли одолжить им актёра "на вечерок" ))

Но нет, потерялся Иисус, потерялся. И не в том беда, что с вокалом не всё в порядке (тут заниматься, заниматься и ещё раз заниматься). Мало эмоций, мало разнообразия, одинаково туманный взгляд, движения вялые, нет какого-то стержня.
Ну уж разницу в поведении (взгляд, мимика, движения) можно было бы показать?

Вот тут (и ещё во многих других местах):

- Гнев (Что тебе мои печали? Кто ты есть, читать мораль ей?) - сцена с Марией и Иудой
- Блаженство (Сладки твои губы, сладки твои речи, Льешь, как бальзам из ручья.) - с Марией
- Ярость (Был создан храм как дом молитвы! Вы превратили его в притон!) - торговцы в Храме
- Обречённость (Конец! Как горько чашу яда мне  Взять из рук друзей.) - с апостолами в Гефсиманском саду
- Одиночество (Кто-нибудь останется со мной?  Петр? Иоанн? Иаков?) - в Гефсиманском саду, один
- Отчаяние (За что мне смерть? Боже, за что мне смерть?) - в Гефсиманском саду, один
- Презрение () - у Ирода
- Вера (Не тебе меня судить, Не в твоей власти!) - с Пилатом

Какая богатая палитра! Какой простор для роли Христа! Простор, которым, увы, не воспользовались.

КН. Иисусу вовсе не обязательно петь, когда это нужно делать без музыкального сопровождения (речетатив). Можно просто говорить с выражением. Без музыки - вполне сойдёт. И будет достаточно выразительно. И можно прикрыть огрехи по вокалу.

Короче говоря, уважаемый Иисус, будьте решительней! Ведите за собой! Это, я извиняюсь, ваша прямая сюжетная обязанность :)

 

Иуда.

Хорош. Вполне справился со своей обязанностью - быть ярким и держать зрителей в напряжении. Только вот (это вопрос к режиссёрам) лицо больно доброе. Может, сажей намазать? Или пиратскую серьгу в ухо? Шутка ))
Но что-то сделать надо бы. Задачка на будущее.

КН. Ну, при желании всегда ведь можно найти, к чему придраться)) Надо бы отточить высокие ноты (внимание! не сорвать голос! аккуратно! действовать строго по науке!). И побольше ярости (презрения, иронии, отчаяния) на лице в соответствующих моментах. При таком добром лице даже откровенные гримасы не повредят - но только к месту и по делу.

 

Мария.

Местами хорошо, местами очень даже, а местами - совсем слабовато. Голос сильный, перекрыть динамики может. А вот высокие ноты (и вообще вокал) - не везде звучали достойно. Много было лишних движений руками, порой можно было подумать, что Мария - это танцовщица. А ведь она - падшая женщина, пришедшая к Иисусу. У которой все танцы остались в прошлой жизни. Смирения побольше надо бы, смирения.

КН. Не толкайте вы Марию так сильно, не нужно, опасно это. Мария ведь на каблуках - она и упасть может! Вон, Мадонна недавно прилично навернулась со ступеньки на выступлении. Только ведь Мадонна застрахована на пару миллионов долларов от всяких падений на сцене, а Мария - вряд ли :)
Вместо толчков можно было просто "держать и не пущать".

 

Симон.

Внешне - хорош. Но - недостаточно подвижный и боевой. Ходит вразвалку. Как же так? Ведь Симон - молодой, активный, самый решительный из всех апостолов. Именно он подговаривал Иисуса на всенародное восстание. Ну не может такой боевой товарищ иметь замашки старика!

Посмотрим на лучшего Симона всех времён и народов (версия "Миллениум" 2000 года):

Симон Зелот (ИХС-2000)Симон Зелот (ИХС-2000)

Конечно, любые сравнения всегда некорректны, но общий вектор ухватить можно.

С пением тут не всё в порядке, будем надеяться, что чисто в силу возраста. Терпение и труд всё перетрут, потенциал есть. Кстати, Симон оказался (или режиссёры оказались?) молодцом в деталях - он единственный из всех после трапезы (The Last Supper) изобразил своего персонажа слегка пьяным - шёл качаясь. С кувшином в руке ))
Остальные (и это после "кубка алого вина"!) шли достаточно ровно для людей, выпивших целый кубок.

КН. Глаза должны гореть. И все эмоции быть прямыми и понятными. К Иуде - презрение и готовность растерзать. Марию - защитить. При аресте Иисуса - желание отбить его у солдат.

Важная деталь. В этой постановке отсутствует апостол Пётр. Поэтому роль Симона многократно возрастает. Фактически он становится "главным" апостолом и главным защитником Иисуса. 

 

Анна, Кайафа, Савл.

В целом - удовлетворительно. Хотелось бы, конечно, видеть некоторую разницу между этими тремя персонажами. Разницу в характерах, в поведении. Не обязательно чинно ходить втроём по сцене, как это делают в Моссовете)) 

КН. Тётя Вика (ссылка) подсказывает нам, что "Каиафа был саддукеем, зятем первосвященника Анны, и послушным орудием в руках своего тестя. Даже уйдя с поста, Анна продолжал цепко держать в руках власть и по сути дела единолично распоряжался храмовыми должностями и казной."
Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс могли бы этого не знать, но мы-то с вами знаем ))

Стало быть, Анна - побольше высокомерия и чувства собственного величия. Кайафа, хоть и главный, но решения принимать вынужден. Савл - побольше хитрости, вкрадчивости, настойчивости.

Савл, кстати, смотрелся на сцене неплохо, сыграй чуть поярче - совсем было бы хорошо. Анна был малость "в тени". Кайафу же порой можно было спутать с Анной - по стилю, походке, манерам. А какое-то различие быть должно. Тёмные очки у Кайафы - хороший приём.

КН. А хорошо бы тёмные головные уборы всем троим! Непокрытая голова придаёт некую простоту, тут же надо больше торжественности.

 

Пилат.

Не очень убедителен. Не очень разнообразен. А должен быть разнообразен. Один Пилат - который рассказывает про свой сон. Другой Пилат - презрительно недоумевающий кого же к нему привели. Третий Пилат - жалеющий бродягу и самозванца Иисуса. И ещё один Пилат - умывающий руки. Вот оно как. Не самый простой персонаж оказался. И это неплохо бы показать. Ну и вокал подтянуть, конечно ))

КН. А шлем-то могли надеть на римского наместника? Показать кто тут самый главный? Выделить зрительно? А то сливается с первосвященниками в общих сценах.

 

Ирод.

Супер. Всё в наличии имелось - образ, движения, костюм (хороший головной убор придумали, молодцы!). Недостаток же вокала  - общий бич всех участников спектакля - очень хорошо компенсировался чёткой дикцией и нужной интонацией. После исполнения номера Ирода пожалел только об одном - что на живом спектакле не бывает повторов, так бы прокрутил ещё разок :)

КН. А гримаски-то можно было сделать побольше, можно. От насмешливо-издевательской в начале до гневно-презрительной в конце. Актёр должен пускать в ход все имеющиеся у него средства - и мимика тут занимает далеко не последнее место.

 

Сцена, декорации, костюмы, мелочи.

Дьявол, как известно, всегда кроется в деталях. И проработка деталей в большинстве случаев оказалась не на высоте. Рассмотрим самые бросающиеся в глаза случаи.

Первосвященники с дубинками - не особо. Они ведь сугубо гражданские люди. Дубинки надо бы дать солдатам - которых как раз и не было вовсе. Была толпа, а кто в ней кто - непонятно. Да, в Моссовете троица первосвященников ходит с дубинками. Но нужно же хоть в чём-то быть лучше Моссовета?

КН. Выделить двух солдат, дать им копья и головные уборы (одинаковые). Именно солдаты должны арестовывать Иисуса в Гефсиманском саду, вести его к Пилату и к Ироду. Народ лишь должен идти следом.

А почему в сцене предательства Иуды первосвященники ушли раньше, чем Иуда сообщил им где можно найти Иисуса? Кому Иуда сообщал координаты Христа? Зрительному залу?

Торговцы в храме. А где было видно, что идёт торговля? Несколько человек бесцельно слонялись кругами по сцене. Даже непонятно было за что Иисус на них осерчал. Осерчал он, кстати, довольно мягко. Ни ярости на лице, ни чётких движений (ударов, толчков), ничего. 

КН. Да, понятно, что не Голливуд, красивых витрин для торговли не понаделаешь. Особенно на пространстве в 10 квадратных метров. Но можно обойтись и подручными средствами. Например, кому-то повесить себе на грудь курс обмена валют - можно и актуальный :)
Можно держать в руках веер из денег - так, чтобы это было видно зрителям. Можно держать в руках несколько одинаковых предметов - явно для торговли. Платков, шапок, тапочек, ложек-вилок и прочей домашней утвари. А когда Иисус начнёт гнать - побросать всё это на сцену чтобы было видно: тут раньше шла торговля. Только тщательно продумать как всё это убрать.

И ещё по части толчков. Не нужно бояться пинать-толкать реально. Там, где это требуется сюжетом. И соразмеряя силы, конечно. Показать толчок "бесконтактно" - для этого нужно мастерство. Пока его не очень много - нужно быть естественней.

После "кубка доброго вина", как уже говорилось ранее, можно ходить немного нестройно. Но без переигрывания.

Сцена наказания Иисуса плетью. Потерялась. Самой плети было особо не рассмотреть, удары не сильно обозначены, а главное - считали количество ударов очень тихо. Можно громко и хором.

Пилат уж точно должен умыть руки "по-настоящему". Кувшин (тазик) с водой - и чтобы мыл и встряхнул. Очень значащая сцена, изображать умывание рук без реального тазика очень сложно. Да и не нужно.

В сцене распятия высокий Иисус с длинными руками полностью закрывает собой крест. Крест обязательно должен быть виден. Можно встать так, чтобы не заслонять основание креста (чуть рядом), а руки свесить, дабы боковые концы креста чётко просматривались.

Номер Иуды на небесах после смерти. А не видно, что он на небесах. Висящая на шее верёвочная петля - хорошо, но недостаточно.

КН. Белая рубаха и белые брюки выручат в этой сцене. Всё действие Иуда в чёрном балахоне, а на небесах весь в белом - замечательно смотрелось бы. А висящая на шее петля (тёмного цвета) только подчёркивала бы ситуацию.

Заключительная сцена (John 19:41) - нечётко, размыто. Опять малопонятные движения на сцене. Если уж берём у Моссовета, то обозначать прощальную сцену надо более ясно. Выходит персонаж на сцену, смотрит грустно вдаль и уходит. И так все действующие лица по порядку "значимости". Последними - Мария с Иисусом.

Ну и поклоны артистов после спектакля отрепетировать более тщательно ))

 

P.S. Вот и всё, что хотелось бы сказать. В целом спектакль понравился. Не было ощущения зря потраченного вечера. Это хорошо. Но актёрам следует постоянно поднимать планку и улучшать качество. Пусть по чуть-чуть, но расти, не останавливаться на достигнутом.

Немного фотографий. Программка спектакля 1 марта 2015 года (клик - полный размер):

Программка молодёжного театра Эпилог (1 марта 2015 года) Программка молодёжного театра "Эпилог" (1 марта 2015 года)

 

Фотографии со сцены (клик - полный размер):

Иисус Христос суперзвезда (постановка молодёжного театра Эпилог 1 марта 2015 года) Иисус Христос суперзвезда (постановка молодёжного театра Эпилог 1 марта 2015 года)

Иисус Христос суперзвезда (постановка молодёжного театра Эпилог 1 марта 2015 года) Иисус Христос суперзвезда (постановка молодёжного театра Эпилог 1 марта 2015 года)

Powered by GetSimple