Иисус Христос суперзвезда

Творческий любительский коллектив Эпилог - 23 ноября 2016 года

Более полутора лет назад мне удалось побывать на постановке "Иисус Христос суперзвезда" творческого любительского коллектива "Эпилог". Тогда же был написан отчёт о посещении спектакля. Совсем недавно мне опять удалось посетить этот же спектакль в том же исполнении. Что удалось или не удалось сделать молодым артистам за этот срок?
Попробую коротко поделиться своими впечатлениями.

Прежде всего, хочу отметить, что некоторый прогресс достигнут. Да, не такой большой, как хотелось бы. С одной стороны, сложно требовать профессиональной крутизны от совсем молодых актёров, а с другой - коли браться за такое сложное произведение, то нужно быть готовым ко всем ударам судьбы ))
По-прежнему, слабыми местами оказались три достаточно важных фактора - вокал, массовка и режиссёрское невнимание к мелочам.
С вокалом сложно, это понятно. Но частично можно было бы коменсировать недостаток вокала чёткой и громкой артикуляцией, пусть и не вокальной, а речетативной?

Тут вот какая штука. В зале сидят - и всегда будут сидеть - разные зрители. В том числе, и те, которые никогда ранее не видели этого спектакля и вообще не знают о чём там речь. И эти зрители должны понимать что происходит на сцене. И если нельзя об этом качественно спеть, то можно, хотя бы, качественно сообщить. Если вы пересмотрите фильм 1972 года - хрестоматийная постановка - то обнаружите, что все актёры излишне чётко проговаривают слова. Прямо как на уроке английского языка. Поэтому, стоит обратить внимание на дикцию. И постараться максимально облегчить зрителям восприятие спектакля.

Массовка порой зачастую живёт собственной жизнью. А она - важнейшая часть спектакля. Толпа всегда самым непосредственным образом рассказывает и показывает зрителю то, что происходит на сцене. И все главные герои чаще всего выступают именно на фоне массовки.
Все движения должны быть чётко очерченными и синхронными. Это - только репетировать, больше никак.

Далее. Наверно, лучше было бы (по возможности) одевать всю массовку одинаково. Мне показалось, что одежда была слегка разнобойная, а это вызывает некоторое непонимание. И размывает настроение толпы. Которое должно меняться - от восторга и поклонения до презрения и ярости. Короче говоря, массовка - очень важная часть спектакля, хотелось бы, чтоб артисты это понимали.

Детали. С деталями не везде смотрелось складно. Про одежду говорил выше. Сцена торговля в храме неубедительна. Ну никак не видно, что это торговцы (менялы). Ну прилавок поставить бы, товары какие-то разместить... Ну курс валют какой-нибудь нарисовать - чтоб было понятно, что это менялы. Ходят люди, чем-то машут и что-то поют (не всегда понятно) - как догадаться, что на сцене происходит важное библейское действие - изгнание торговцев из храма?

Плётка (39 ударов) совсем никакая, не было её. А имитация телесного наказания не очень зрелищно вышла. Завести бы настоящую плётку. Только бить не больно. Хотя, пару раз можно и чуть-чуть больно - в конце концов, Иисус должен почувствовать боль, с точки зрения актёрского мастерства не повредит ))
Когда апостолы пьют вино и едят хлеб - можно было бы и взапраду хлеба поесть. А не гонять бедную нетронутую буханку по кругу... А когда апостолы засыпают - лучше бы засыпать лицом к зрителю. Чтоб видно было, что люди спят. Тут же апостолы разлеглись к зрителю, пардон, попами - что при наличии у некоторых из них обтягивающих брюк выглядело очень экстравагантно ))

Почему умерший Иуда был в чёрном? Как можно было догадаться, что он уже на небесах? Стандарт в этом деле нехитрый. В жизни чёрный, на небесах - белый. В жизни - в библейской одежде, на небесах - в современной. Брюки на небесах были. Не хватило всего лишь белой рубахи...

Теперь персонально.

Иисус (Роман Баранов). Лучше, чем было, но ещё есть куда расти. Вокал, вокал, и ещё раз вокал. Сложно петь - надо чётко и громко говорить. Не хватало страсти. Возвышения над толпой. Иисус получился немного флегматичным, и это порой снижало драматический настрой. В изгнании торговцев из храма был совсем неубедителен - ни гнева, ни ярости, ни резких движений, ни громкого (на грани истеричности) голоса. А вот в Гефсиманском саду был хорош, трагичен. Даже жалко стало... В общем, побольше решительности, взгляд более выразительный и говорить громче (если тяжело вытянуть вокально) - и будет всё отлично. Ибо фактурой Роман не обижен, тут даже грима особо не нужно :)

Иуда (Дарко Воджевич). Отлично. Явных косяков нет вообще никаких. А если нет явных косяков - то можно немного и попридираться уже по большому артистическому счёту/
Собственно говоря, придраться мне удалось только к одному. Немного не хватает запаса "мощности" на высоких нотах. То есть, на высоких нотах чувствуется некоторое напряжение, иногда к этим высоким нотам артист "подъезжал", но не злостно. Впечатления не портило. Справедливости ради скажу, что вот этого самого "запаса мощности на высоких нотах" не хватает примерно 70% взрослым и профессиональным актёрам. И тут - только занятия профессиональным вокалом, больше ничего.

Мария (Марина Бенедиктова). Неплохо, но хотелось бы чуть получше. Пела вроде бы, ровно, а ожидался некоторый драматизм, эмоции на лице и в движениях. Опять же, где не хватает вокала - в некоторых местах можно просто говорить. Думаю, что в процессе дальнейших репетиций всё встанет на свои места.
Вопрос к режиссёру - а чего так неярко Марию одели? Ведь, как-никак, бывшая падшая женщина... Нет, нет, я не сторонник откровенных нарядов, широченных декольте и каблуков высотой в полметра. Но цвета можно было бы поярче? А то Мария в зелёной одежде совершенно потерялась на фоне зелёного же занавеса.

Кайафа (Никита Носов). Супер. Получил немалое удовольстве как зритель. Хотя, смотрел "ИХС" в различных постановках раз триста. Или четыреста. Вот пишу эти строки и опасаюсь, как бы Никита не зазнался и не пустил дальнейшие спектакли на самотёк, полагая, что уже достиг вершины. Достиг-то может и достиг, только ведь всегда есть куда ещё расти. Как в вокале, так и в актёрском мастерстве (и движении по сцене). Надеюсь, что не зазнается. Да, кстати, только у Кайафы голос порой был таким сильным, что вызывал эхо в зале. Надо бы ему поручить общественную нагрузку - учить апостолов и других первосвященников говорить громко ))

Анна (Артём Муха) и Савл (Даниил Кононенко). Не убедили. Не сыграли ярко и самостоятельно. Не показали все отрицательные стороны первосвященников. Тихо пели, никак не отражали тревоги за происходящее. А ведь это трио первосвященников - сильная сценическая единица. Где у каждого своя роль. В конце концов, ведь наверно именно Анна и Савл повлияли на решение Кайафы? Хотелось бы это видеть на сцене. От первосвященников всегда зритель ждёт явных эмоций и полного спектра всех сил зла. Есть над чем работать.

Пилат (Карен Сараджян). Интересные впечатления остались. Поначалу показалось, что Пилату не хватает эдакого аристократического презрения, высокомерия. Обычно это идёт в стандарте у всех. Но Карен сыграл Пилата больше переживающего, страдающего, нежели надменного. А может, это и правильнее? Не знаю. Но задумался. А если актёр заставляет задуматься - это уже что-то. Да, хотелось бы побольше уже упомянутой сто раз выразительности, громкости и чёткости. Чисто для того, чтобы зрители понимали смысл происходящего. Думаю, что в процессе дальнейшей работы всё это удастся сделать без особых проблем.

Симон (Тимофей Бенедиктов). Такой интересный, фотогеничный (для роли Симона) парень - и такой тихий. Как же так? Ну где задор, молодость и бесшабашность (черты, отличающие библейского Симона)? Где удалой взгляд и легкость в движениях? Звукорежиссёру даже пришлось уменьшить громкость фонограммы... Ладно, с вокалом трудности, так можно было даже кричать, жестикулировать, заполнять собой пространство сцены? Симону - больше дерзости и скорости. И всё будет ОК.

Ирод (Артём Муха). Удивительное дело. Артём сыграл и Ирода, и первосвященника Анну. И если в роли Анны был не очень заметен, то в роли Ирода просто преобразился. Может, не его это амплуа - тёмное зло? Может, его амплуа - это яркое зло? Роль Ирода удалась ему очень хорошо, интересно, эмоционально, артистично. Да, только чётче петь/говорить нужно, а так - нормально. А вот слуги Ирода подкачали (но это вопрос не к Артёму). Слугам (служанкам) Ирода хорошо бы выглядеть поярче, поразвязней (насколько это позволяет сюжет). Можно было чуть-чуть потолкать-попинать Иисуса. Ну и синхронизировать движения. Свита Ирода - это характеристика самого Ирода. И зрители должны понимать кто перед ним.

Стражники (Александр Носков и Даниил Мальцев). Молодцы!! Тащили Иисуса очень колоритно. Несмотря даже на то, что были вдвое меньше его ростом )) Только выражение лица надо бы сделать посвирепей.

Вот примерно такими получились впечатления от спектакля в этот раз. И, несмотря на то, что работы ещё много, очень много, лично я рад за одно - теперь на карте Москвы смело можно ставить ещё одну более или менее постоянную точку, где можно посмотреть "Иисус Христос суперзвезда". География расширяется - и это очень здорово.

Напоследок - исключительно из вредности - хотелось бы спросить вот чего. Если уж копировать целиком постановку Моссовета - отчего же не притащить мотоцикл в финальную сцену (как это делается в Моссовете)? Ну ладно, мотоцикл для школьного зала был бы, наверно, чересчур, но хоть мопед можно? Была бы классная картина - Иисус и Мария прощаются со всеми и уезжают на мопеде. А за ними Иуда. На велосипеде.
Шучу, шучу ))

Ребята - молодцы, спасибо им за работу.

И немного фоток. Прошу прощения, что не очень хорошего качества - снимал на телефон. Фотки кликабельны

Кайафа, Анна Савл Иисус, Мария и Иуда Иисус и Иуда

Иисус у Ирода Иуда и первосвященники Иисус и нищие

Понтий Пилат Иисус и стражники Поклоны

Powered by GetSimple