Иисус Христос суперзвезда

Музыкально-театральная студия Ворона - 15 мая 2016 года

Жителям московского района "Преображенское" повезло. Там находится Дворец творчества детей и молодежи "Преображенский", в котором есть замечательная музыкально-театральная студия "Ворона". И мы могли бы ничего не знать об этой студии (вот их группа Вконтакте - ссылка, родители, возьмите на заметку!), если бы ребята вместе с руководителями коллектива не решили замахнуться на наше самое святое - постановку рок-оперы "Иисус Христос суперзвезда".

Я побывал на премьере спектакля 15 мая 2016 года. Сделать это мне удалось благодаря Павлу Кошелю - педагогу, автору музыкальной аранжировки, переводчику и одному из постановщиков спектакля. Отдельное спасибо Павлу за то, что он терпеливо отвечал на мои многочисленные вопросы до и после премьеры. Некоторые его ответы я включил в свой обзор этого мероприятия.

Ниже я выскажу собственные впечатления от увиденного. Впечатления эти ни в коей мере не претендуют на полноту, истину в последней инстанции, сверхобъективность или профессионализм. Только личное мнение - и ничего более. Традиционно, в подобных обзорах я не делаю разницы между постановками в профессиональных театрах со взрослыми актёрами и постановками силами любительских коллективов и не имею никакого "снисхождения" к последним.

Все замахнувшиеся на такое культовое произведение как "Иисус Христос суперзвезда", должны понимать, что всегда попадут под огонь критики со стороны опытных и крепких "иисусопоклонников" ))

При всём этом, я понимаю, что одно дело - взрослые люди, сделавшие актёрскую профессией своей жизнью, и совсем другое - дети и молодёжь, в работе с которыми может быть множество тонкостей и подводных камней, зачастую не заметных посторонним взглядом.

Итак, начну.

 

Общее впечатление.

Хорошее. Видна работа как руководства студии, так и самих актёров. В спектакле было задействовано множество авторских, свежих решений. Написана собственная музыкальная аранжировка, перевод взят от "группы товарищей" - то есть, смесь переводов нескольких авторов, в том числе, и часть собственного. Смелое и неоднозначное решение. С одной стороны - да, любой перевод может грешить какими-то изъянами либо просто неполностью подходить к данной трактовке произведения, а из нескольких всегда можно отобрать самое оптимальное для себя. А с другой - всё равно не удалось составить 100% идеальный перевод из кусков - то тут, то там где-то вылезали режущие (мне) ухо нестыковки. Типа "Зверь, чей прерван бег" (слышалось "зверьчей") или выделение безударных гласных "Аглушён" (оглушён), "Аташёл" (отошёл) и так далее. Переводы ведь разные: и просто литературные, и эквиритмические - с сохранением ритма стиха и максимально совместимого с музыкой. Впрочем, на переводе я особо не зацикливался - общего впечатления он никак не портил. Не скатились в "выжатый лимон" или "жалкий мандарин" - это уже хорошо :)

Музыкальная аранжировка.

Интересно, свежо, необычно. Порадовало то, что коллектив не стал идти проторённой дорожкой - взять какую-нибудь известную постановку (чаще - моссоветовскую) и попытаться её скопировать с различной степенью успешности. В процессе спектакля у меня возникали моменты, когда происходящее на сцене мне не очень нравилось по каким-либо соображениям, но почти всегда "новая" музыка как-то настраивала на оптимистичный настрой. Да, вопросы к этой аранжировке были. В частности, не всегда (на мой взгляд) стыковалось тяжело-рокерское музыкальное сопровождение с мелодичной, почти оперной манерой пения некоторых актёров. Порой аккомпанемент просто "забивал" певца - хотя, тут можно было попенять и на маломощность самого певца. В каких-то местах я сделал бы аккомпанемент поспокойнее, оставил бы один инструмент, в каких-то - наоборот, подбавил бы звучания. Но теоретизировать в данном вопросе можно бесконечно. А по факту - было живое, хорошее музыкальное сопровождение, не стыренное ниоткуда, а написанное самими. Что не могло не радовать.

Сцена.

Хорошая идея - сделать сцену из песка. Песок - это вообще философская инстанция, при умелом подходе можно это дело всячески обыгрывать. Типа, уходит песок - уходит время, посыпать голову песком (отчаяние), оставить следы на песке и т.д. Конечно, на все 100% эти возможности задействованы не были, но общее впечатление осталось положительным.

Хорошо смотрелись девушки в чёрном по краям, освещающие действующих лиц или сцену фонариками. Неплохо смотрелись предметы (чаще - кувшины), опускающиеся "с неба". Вообще, при минимализме декораций удалось достичь того, что этот минимализм просто не замечался. И даже самая сложная по декорациям сцена менял в храме смотрелась хорошо. Да, наверно, по финансовым причинам сложно было организовать на сцене разбитие нескольких телевизиров или опрокидывание полок с товарами (как в голливудских постановках). Но вполне обошлись тем, что было. Толпа бросилась подбирать монеты - отлично! Иисус, правда, малость подкачал с разгоном менял - но об этом чуть позже.

Что удивило - это одинаковый цвет одежды у всех действующих персонажей. Даже закралась мысль, что идею взяли в театре "Рок-опера" (Санкт-Петербург). Сравните.

Сцена в "Вороне" (фото Марии Бушуевой):

ИХС в постановке студии Ворона

Сцена в "Рок-опере":

ИХС в постановке театр Рок-Опера

Впрочем, возможно, что просто совпадение. А вот одинаковый цвет одежды немного запутывал. Сюжет, да и традиции постановок ИХС всегда требует явной классификации "хороший - плохой", "начальник - подчинённый". И стереотипы в плане Иуда в чёрном, а Иисус в белом тут никогда не мешают. Да и к шапкам на первосвящённиках уже все привыкли, а тут как увидеть, что это большие (и плохие) начальники? Правда, повесили им на грудь знаки отличия, но, по-моему, маловато. Ну ладно я, смотрящий уже двухсотую или трёхсотую постановку "Иисуса", а как быть с неподготовленной публикой в зале, которая, возможно, впервые видит этот сюжет на сцене? Как им отличить "хороших" от плохих"?

Ещё немного удивило капитальное перекраивание музыкальных номеров. Так, например, сцен с царём Иродом, Пилатом и Иисусом и смертью Иисуса не было вовсе. Некоторые музыкальные номера, например, "Could We Start Again, Please?" были сокращёны. Я задал об этом вопрос Павлу Кошелю и вот, что он мне ответил:

Однако, были причины:

1. Исполнители - подростки 14-20 лет, им физически сложно играть спектакль, идущий более полутора часов, особенно с такой эмоциональной насыщенностью. Поэтому надо было сокращать. К несчастью, легче всего вырезать именно сцену Ирода:) плюс мы вырезали сцену Пилата и Иисуса.
По этой же причине многие другие песни были немного сокращены.

2. Режиссерское решение, основанное на быстром движении от ареста к финалу. Было важно не потерять темп.

Что же, причина веская. Но смерть Иисуса - почему выбросили такую эмоционально-важную сцену? И снова слово Павлу:

Смерть Иисуса очень сложна актерски.
По словам нашего худрука (и постановщика), никто ее по-нормальному не вытягивает даже в крутых дорогих постановках.
К тому же и так известно, чем все кончилось:) а главный вопрос спектакля не в этом.
У меня был план музыкального решения этой сцены, отличный от оригинала, но в жизнь он не воплотился:)

Согласился с большой натяжкой. Потому что финал сюжета всегда важен, всегда более запоминаем и всегда является квинтэссенцией всего произведения. А тут как-то быстро проскочило время между арестом Иисуса и концом всего действия.

Экран на сцене с проектором, рисование на песке.

Появляется начиная со сцены "Superstar". Отличная задумка, сильный ход, позволивший бы многократно усилить драматизм на сцене. Позволивший, если бы был хорошо реализован. Если бы на экране были бы какие-то более понятные знаки, символы, очертания, слова. А так лично я, честное слово, так и не понял, что рисовалось на экране. Поначалу мне вообще показалось, что нарисована курица (почему не рыба?) с логотипом Apple внутри )))

А вот это что?

Экран на сцене

Рука, берущая из чащи или рука дающая?

Финальную картинку я оценил как два одиночества в пустыне (Иисус и Мария), наверно, и тут ошибся :)

Экран на сцене


Короче говоря, хотелось бы побольше доступности в таком мощном средстве воздействия на зрителей.
И не уверен, что стоило рисовать на экране в сцене "John 1941". Очень хватающая за душу музыка, тут уж надо бы сотворить что-то выбивающее слещу. Прощаться (главным героям), уйти, смотреть вдаль, плакать, махать платочком... В конце концов, увезти Иисуса со сцены на мотоцикле (© театр Моссовета). Шутка. Но что-то берущее за душу стоило бы придумать.

 

Массовка.

Очень хорошо. Ребята (ну и постановщики, конечно) постарались на славу. Забегая вперёд, могу сказать, что сборная массовки начисто переиграла сборную солистов. Всё было живо, естественно, не было ощущения "конвеерности". Очень неплохо для массовки пели, хорошо двигались. Сцена с калеками понравилась особо - калеки постепенно вяжут верёвками Иисуса. Про сцену с менялами в храме уже говорил выше. Хорошая задумка была с прохождением толпы между зрительскими рядами и раздачей зрителям листков, где было напечатано "Jesus Christ Superstar". Мне листок не достался. Поздно спохватился, а моя пожилая соседка с необыкновенной для такого возраста ловкостью выхватила листок из рук апостолов и спрятала себе в сумочку. Говорить её что-то вроде "Отдайте мне, вам это ни к чему, а мне нужно в фонд будущих поколений" я постеснялся. Ну ничего, наперёд буду умнее. Если когда ещё судьба занесёт на постановку ИХС силами студии "Ворона" - то займу место прямо на проходе и буду сидеть с вытянутой рукой :)

Да, заключительные поклоны артистов под музыку "Осанны" - хороший ход, очень интересно и неизбито смотрелось.

Немного лирического отспупления, то есть, оффтопа :)

Люблю я детские спектакли на серьёзную тематику.Дети не так закомплексованы как взрослые, выкладываются от души и по максимуму, очень искренны и поэтому порой на сцене могут возникнуть немножко смешные ситуации - но абсолютно никак не портящие общей картины, скорее, наоборот, придающие живость и непосредственность.
Так помню, в одной детской постановке "Иисуса" в сцене тайной вечери Иисус, высокий, взрослый молодой человек, раздавал хлеба апостолам - совсем юным актёрам. Те хватали у него куски хлеба и с жадностью (видимо, проголодались) принимались очень аппетитно его есть прямо на сцене. Некоторые юные апостолы ещё и добавки просили ))

В постановке студии "Ворона" тоже был интересный момент, вызвавший оживление в зале. Это когда толпа при входе в Иерусалим ("Осанна") принялась качать Иисуса. Качать-то они его качали, но, видимо, силёнок юным актёрам было недостаточно, так что, Иисуса (к слову, довольно стройного и худощавого) особо высоко подбросить им не удалось. Но зрители всё равно оценили естественность ситуации ))

Вокал.

Вот чего мне не понравилось (за редким исключением) в спектакле  - это вокал. Нет, я вовсе не требую того, чтобы юные артисты пели лучше, чем Тед Нили или Тим Минчин. Мне не понравилась сама постановка стиля вокального исполнения. Всё же, это рок-опера, а большинство пели, что называется, "оперными голосами" - протяжно, спокойно. Отсутствовали (чаще всего) драматизм, резкость, рваные фразы, надрыв. Может быть, даже имело смысл в некоторых местах не петь, а речетативить - был бы больший эффект. Такая манера пения, как уже писал выше, в некоторых случаях совсем не гармонировала с тяжёлым музыкальным рок-сопровождением. Служанка у костра (сцена отречения Петра, довольно драматический момент) душевно и проникновенно спела о том, что видела Петра вместе с Иисусом (преступником!). Ну как же так, ведь это злая и сварливая служанка, и голос бы надо сделать попротивнее и пронзительнее, ведь вывела врага на чистую воду!

Фальшивить - да, фальшивили, Кто-то больше, кто-то - меньше. Впрочем, всё было вполне в пределах нормы. Но драматизма ситуации вокальными средствами во многих сценах не нагнали. Надеюсь, в следующих постановках с этим будет получше.

 

Актёры-солисты.

Иисус (Дмитрий Прокофьев).
Потерялся Иисус. И среди толпы, и среди апостолов, и среди первосвященников. Частично тут (на мой взгляд) есть вина постановщиков. И сюжет, и традиции требуют, чтобы Иисус очень выделялся среди всех - будь то ростом, возрастом, одеждой (цветом, стилем), актёрской игрой или ещё чем-то. Тут же, мало того, что сливался с массовкой по цвету, ещё и не всегда вытягивал мощью и силой вокала и актёрством. В дуэтах (Мария, Иуда) дела обстояли чуть получше, а сольные номера (Гефсиманский сад) выглядели ещё получше. Да, накала не хватило - но было заметно, что артист очень старался. А это даёт определённую надежду на будущее. Думаю, что когда Дмитрий поймёт, что Иисус на сцене - на протяжении ВСЕГО спектакля - самый главный персонаж, то ему будет легче выразить это на сцене.

Иуда (Михаил Рагимов).
И голос вроде есть, и имидж тоже какой-то в наличии. А вот огоньку не хватило. По статистике во всех более или менее "правильных" постановках 70-80% цветов в конце спектакля собирает именно Иуда. За артистизм, яркость, мучения (сценические) и за то, что держал всех зрителей в напряжении. Удалось ли выполнить эту сверхзадачу Михаилу? Не уверен. Где горящие глаза? Где метания, стенания, залезания на всякие возвышенности на сцене, резкие движения, падения, разрывание на себе рубахи (привет Валерию Яременко из театра Моссовета)? Почему зрители в зале не напряглись, не пожалели, не осудили? Ведь есть чем их взять! Как можно петь о том, что всё пропало ("Heaven on Their Minds"), спокойно сидя и играя на песочке? Постановщики тоже, конечно, внесли свою лепту в ретуширование всей яркости Иуды - не одели в чёрное (уж простите меня за стереотипы!), в сцене "Superstar" на фоне экрана поставили куда-то вбок - а должен бы стоять в центре на фоне этого экрана, невозможно было понять, что Иуда уже умер и поёт из рая - ну хоть бы верёвку на шею нацепили (самый простой вариант) или ангельские крылья подвесили (тоже вполне себе бюджетный способ). Нет-нет, да и проскальзывал в интонации этот самый пресловутый "оперный голос", а нужен надрыв. На грани истерики. Ведь всё Иуда понимает (он отнюдь не глупый), понимает трагичность своего положения, понимает, что иного выхода судьба ему на даёт, нужна безысходность, фатализм, рок судьбы. Как выразить? Только голосом и движением. Тут есть над чем работать. Данные есть - их нужно только развивать. Кстати, сцена самоубийства понравилась. Вот так бы все сцены отыграть...

Мария (Диана Фомченкова).
Поначалу понравилась, потом не понравилась, потом опять понравилась. Но даже в тех ситуациях, когда не нравилась, прямых и веских "обвинений" выдвинуть не удалось. Исключительно некоторое отсутствие техники (что в самодеятельном коллективе вполне допустимо и простительно), да фальшь в некоторых ариях. Справедливости ради, могу сказать, что все сольные арии Марии - достаточно тяжёлые для исполнения, 100% чисто, наполнено и проникновенно их поют ну только уж супер-звёзды мирового уровня. Понравилась ария "Как любить его". Пусть даже с небольшой фальшью в вокале - но сыграно драматургически было хорошо, засмотрелся ))
Совет единственный - оттачивать технику и мастерство.

Каиафа (Пётр Савельев) и Анна (Егор Бушуев), первосвященники.
Почему-то их оказалось только двое. Савл попал под сокращение штатов :)
Строго говоря, формально Савл и не обязателен, просто мы привыкли видеть в большинстве постановок именно троицу первосвященников.
Тут же было двое - ну ничего страшного. Можно и вдвоём замутить дело и напугать зрителей. Знаете, есть такое чувство, когда ты - маленький ребёнок, сидишь на детском спектакле и видишь, что какая-нибудь Баба-Яга затевает на сцене что-то нехорошее. И тебе тоже нехорошо, и ты никак не можешь предупредить главного героя о готовящейся для него опасности. В сцене с первосвященниками неплохо было бы сотворить что-то подобное. Но - не напугали. Два эдаких добрячка стояли и рассуждали о том, что надо бы Иисусу подкинуть что-нибудь плохое... И если Каиафа ещё выдавал некий драматизм (было чем, голос есть), то Анна вообще заливался бельканто. Эдакое соле мио :)
А должен бы предстать главным подстрекателем, злодеем даже ещё большим, чем сам Каиафа. И ведь тоже есть голос, так почему не сделать его грозным, тревожным, вкрадчивым, досадным,  решительным - в зависимости от развития ситуации?

Симон Зилот (Ярослав Ярошевский).
Честно говоря, самая тяжёлая в некотором смысле роль - именно у Симона Зилота. А почему? Да потому что авторами произведения ему почему-то отпущено очень мало возможности показать себя - только в единственной арии "Simon Zealotes/Poor Jerusalem". Там он должен полностью раскрыться - молодость, бунтарство, беззаветная вера в Иисуса, стремление сделать мир лучше, правильнее... Не все актёры с этим справляются. Тут же был, пожалуй, единственный момент, когда Симона Зилота  подвела массовка. Все столпились вокруг него и как-то заслонили, "задвинули" его от зрителей, а он должен быть виден всем, и Иисус также должен смотреть на него. Ну и конечно, Симону-Ярославу следовало быть более решительным, более дерзким, ведь он бунтарь по натуре.

Пётр (Михаил Данилов).
Вот где талант пропадает. Осанка, горящие глаза, энергия. Тут бы все эти качества раскрыть, так нет, урезали бедного Петра в музыкальном материале. Ну уж точно могли бы дать спеть в дуэте с Марией ("Could We Start Again, Please?"). Да и сцена отречения оказалась какой-то смазанной, не узрел я там ни стражника, ни старика (только одна служанка была). Я так и не понял - это произошла накладка, моя невнимательность или так было задумано? Впрочем, хорошо, что вообще выпустили Петра в спектакль. Отчего-то некоторые профессиональные театры (например, имени Моссовета или Стаса Намина) вообще исключают Петра из списка персонажей. Так что, особо оценить Михаила мне не удалось, но думаю, что перспективы у него есть очень большие.

Пилат (Валентин Калинин).
Отлично! Наверно, единственный из команды солистов, кто отыграл безупречно, профессионально, ярко, эмоционально. Роль достаточно тяжёлая, тут нужно передать целую гамму чувств - беспокойство, презрение, надменность, жалость, ярость... Михаилу удалось это сделать блестяще. Не подкачал ни в голосе, ни в речитативах, ни в движениях. Вытащил весь сюжет на своих хрупких могучих плечах.
Долго думал к чему же можно придраться. Может, к тому, что Пилат не одет в латы-доспехи? Хотя, подобные придирки ведь не к артисту, а к постановке. Посмотрел - а одет-то Пилат в белые кроссовки (остальная публика - вся босиком). Так что, все формальности соблюдены, латы-доспехи есть, а придраться не к чему :)

Девушка в венке, ходящая вдоль сцены (по-моему, Полина Ярошевская).
Роль без слов, такого персонажа нет в оригинале, это чисто авторский замысел. Но смотрелась очень хорошо.
Я подумал, что это такой символ судьбы, которая ходит за персонажами и от которой (от судьбы) не уйдёшь. Спросил у Павла - он ответил, что девушка символизирует человека, идущего за Иисусом. Задумка тоже хорошая. Правда, мне, всё же удобней считать, что это судьба - уж больно загадочно, символично выглядел каждый проход Полины по сцене.

Резюме.

Работа проделана большая, но впереди  - ещё просто поле непаханное. Возможностей, нюансов, штрихов, задумок, импровизаций, неожиданностей.
Пожелаю всему коллективу музыкально-театральной студии "Ворона" успехов, упорства, оптимизма, много радостей и удовлетворения от своего труда.

И спасибо, что не побоялись взяться за такое сложное и в музыкальном и в драматическом плане произведение!


P.S. Фотографии.

Афиша и программки спектакля (кликабельно):

Афиша спектакля студии Ворона Программки спектакля студии Ворона Программки спектакля студии Ворона

Подхожу к Дворцу творчества детей и молодежи "Преображенский":

Дворец творчества детей и молодёжи Преображенский

Публика ждёт спектакля:

Публика ждёт спектакля

Зал потихоньку наполняется:

Зал потихоньку наполняется
Powered by GetSimple