Иисус Христос суперзвезда

Иисус Христос суперзвезда, Театр Моссовета 02.11.2015

Я часто публикую отзывы и рецензии зрителей, побывавших на рок-опере "Иисус Христос суперзвезда" в разных театрах страны и мира. Но то, что опубликую ниже, выходит за рамки простой рецензии. Это некое философское эссе, которое её автор - Вирсавия Эмбер - назвала "Мысли о сюжете и отличия от оригинальной рок-оперы". И ещё охарактеризовала как "Многобуквенный длиннопост".

Букв, действительно, много. Но после прочтения я не пожалел ни одной секунды, затраченной на чтение этих букв. С разрешения автора публикую этот философский труд. Спектакль состоялся 2 ноября 2015 года.



Часть 1. Иуда

Как мне показалось, основные изменения в либретто вносились для того, чтобы характером сделать Иисуса получше, а Иуду похуже. И это частично получилось.

В оригинале Иуда возмущался, что Магдалина тратит дорогое миро, которое можно было продать и на эти деньги накормить бедных. Вполне нормальная точка зрения. В версии театра им. Моссовета конкретику убрали, никакого мира (и реальной возможности помочь бедным) у Магдалины нет, и реплики Иуды смотрятся как что-то из серии "Как вы можете веселиться, когда в Африке дети голодают!" Вот к чему он это говорит? Неужели думает, что Иисус не пойдет спать, а на ночь глядя резко подорвется помогать бедным? Такое впечатление, что он просто ревнует и злится, потому что Иисус больше внимания уделяет Магдалине, чем ему.

Основной мотив предательства в оригинале - желание предотвратить восстание, на организацию которого иудеев косвенно подталкивает слава Иисуса как царя и Бога, тот миф, который Христос не спешит развенчать. Иуда понял, что если так будет продолжаться, народ, окрыленный идеей, что с ним Бог и уверенный в своей непобедимости, попрется воевать с римлянами. Ничем хорошим бунт не кончится - Рим не одолеть, будут горы трупов, тысячи проданных в рабство, тлен и безысходность. Так как советам Иисус не внял, да и вообще, по мнению Иуды, "зазвездился" и стал слишком пафосным, Искариот приходит к решению убрать "идейного вдохновителя" восстания, то есть пожертвовать Иисусом, чтобы спасти весь народ.

Собственно, его мотив совпадает с озвученной священниками причиной избавиться от Иисуса. Да только на самом деле лукавые саддукеи и фарисеи больше за свое влияние на народ беспокоятся - им не нужна конкуренция, а в организацию восстания Иисусом они всерьез, конечно же, не верят.

В версии театра им. Моссовета у Иуды появляется еще один мотив - тщеславие/жажда признания/желание выделиться/страх забвения. На мой взгляд, нельзя понимать это как главный мотив предательства, а то ведь получится, что Иуда тупо захотел получить славу Герострата.

"О, выделюсь-ка я за счет Иисуса! Тогда я точно войду в историю! Ну, подумаешь, что как самый гнусный предатель. Зато потом, может быть, рок-оперу про меня напишут, где я невинная жертва и няша-поняша"

Выходит же абсолютная ерунда, идущая вразрез с либретто Тима Райса. Такая "потрясающая" логика достойна мерзкого Иуды из повести Андреева. Подозреваю, что этим произведением частично и вдохновлялись создатели спектакля. Иуда даже кое-где о себе в третьем лице говорит, как там.

Хотя если уж Иисус сравнивал себя с храмом, понятно, откуда ноги растут у сравнения Иуды с Геростратом.

В сцене "Что за шум?" Иуда пристает к Марии Магдалине, и начинает возмущаться общением Иисуса с ней после того, как она демонстративно игнорирует домогательства Иуды и продолжает внимать Иисусу. В оригинале Иуда возмущен тем, что общение с женщинами сомнительной репутации идет вразрез с учением Иисуса, и когда люди поймут, что у того слова расходятся с действиями, его предадут (предадут его учение, увидев внутренние противоречия, откажутся его придерживаться). По тексту в версии театра им. Моссовета вроде бы всё то же самое, но воспринимается не сколько как беспокойство об Иисусе и его учении, а как ревность и обида на Марию. То же самое, если не считать варианта с "прОдадут" вместо "прЕдадут", странного на мой взгляд, потому что тому, кто жаден и готов прОдать учителя, будет абсолютно всё равно до внутренних противоречий учения или какой-либо идеалогической подоплёки - мотив-то простая жажда наживы, тут Иисус может хоть общаться с блудницами, хоть не общаться, хоть по воде ходить - его действия не повлияют на ситуацию.

Несмотря на тщеславие, любвеобильность и ревность, Иуда в целом остается близким к оригинальному образу честным прямолинейным и симпатичным персонажем. Так что священники совершенно зря обзывают его "лукавым человеком без лица". Что за ерунда? Да он ни разу не солгал! У него и трагедия в том, что слишком честный, не умеет действовать хитростью. Мог бы связать Иисуса и запереть в подвале, чтоб тот не лез учить народ. Или в вино слабительного подмешать - и никаких бы возмущающих народ проповедей на Пасху не было бы. Совсем не лукавый Иуда, короче. Выбрал самый очевидный вариант. Тот самый вариант, который прописал в своем сценарии Бог. (Хотя и неудивительно, ведь приведенные альтернативные варианты бредовы и нереалистичны).

 

Часть 2. Иисус и Бог

Иисус менее истеричен, чем в оригинале, и более адекватен. Если честно, мне вообще персонаж Иисуса в рок-опере несимпатичен. Он раздражает своим пафосом, импульсивностью, вспыльчивостью и фатализмом. Часто Иисус склонен действовать под влиянием эмоций, а не по трезвому измышлению (выгоняет торговцев в приступе гнева, кричит на калек, срывается на Иуду).

Поговорим о мотивах Иисуса. Мария обращается к Пилату со словами:

"Искупить грехи чужие -
Разве это преступление?"

Откуда Магдалина знает смысл жертвы Иисуса? И это при том, что сам Иисус на Гефсимании этого не знает.

"Мне надо знать, Боже, мне надо знать!
За что мне смерть?
Боже, за что мне смерть?
Как ты сможешь доказать, что жертва не пуста?"

Даже если Бог и открыл ему смысл жертвы, то Магдалине это узнать не было возможности, ведь она с Иисусом после Тайной вечери не пересекалась... Видимо, дар предвиденья открылся.

Кроме того, грехи чужие Иисус искупит, только если умрет, а умрет он, только если его казнят, а казнят - только если найдут виновным в преступлении. То есть, искупление грехов не может быть причиной обвинений. Похоже, на нервной почве у Магдалины окончательно выключилась логика.

Не понятно, почему вообще внезапно всплывает тема искупления грехов. Кстати, в оригинальном либретто Иисус вообще ни сном ни духом о спасении человечества и искупительной жертве:

"I'd want to see my God
Why I should die
Would I be more noticed
Than I ever was before?
Would the things I've said and done
Matter any more?"

- предполагает, что смерть нужна для обретения большей славы и большего числа последователей, чтоб стать более заметной исторической фигурой, чтоб "пропиарить" свое учение. Откуда вывод, что Иисус вообще не Бог в оригинальной рок-опере. Он видит цель лишь в распространении учения, представляющего прогрессивные для того времени взгляды, и ни о каких искупительных жертвах, сошествии во ад и выведении оттуда ветхозаветных праведников он не знает. Соответственно и воскресения нет.

А в версии театра им. Моссовета Иисус сообщает апостолам:

"Мне пора проститься с вами
На недолгие три дня"

Так что можно не переживать за Иисуса, здесь он Бог и собирается воскреснуть. Только вот текст Иисуса-человека в Гефсиманском саду на фоне этого становится не очень уместен.

В оригинальной версии Иисус - не Бог, но Бог там всё же есть. Он занимается назначением Избранных и Антиизбранных для своих суперпланов. Он же ставит Иуду в ситуацию садистского выбора: либо допустить кровопролитное восстание, в котором наверняка погибнет много народа, либо помешать ему, предав друга. То есть выбор из двух зол. Ужасно.

И тут появляется еще одно различие между Богами двух версий. В оригинальном либретто не указывается, куда попал Иуда после смерти, но в англоязычных постановках он поет "Superstar" либо в белом, либо появляется сверху в компании ангелесс, в одной из версий вообще у самого Иуды крылья. То есть, чувак попал в рай. Видимо, Бог понимает, что не оставил Иуде нормальных вариантов, тот хотел как лучше, и вообще неплохой человек. В принципе, тут Бог молодец. Милосердный.

Довольно забавно, что в версии театра им. Моссовета Иисус в прологе говорит:

"Блаженны миротворцы,
Ждет их высшая слава"

При этом главный миротворец истории, предотвративший восстание против Рима, оказывается "проклят во веки веков", и осужден "томиться в преисподней". Какая ирония. Впрочем, Иуда в аду не выглядит несчастным, как никак в неплохой компании. Но оцените жестокость Бога данной версии! Сам подставил, а потом еще и наказал. Это при том, что Иисус умирает, чтобы воскреснуть (то есть, небезвозвратно).

Персонажей из Увертюры и Эпилога не могу считать персонажами из основного действия. Скорее, это просто проведенная аналогия с современностью.

Иначе, если считать, что это те же Иисус, Иуда, Мария и остальные, получится два варианта. Либо какая-то странная ерунда с переселением душ, не согласующаяся с христианством, тогда можно считать, что Иисус заблуждался, жизнь и смерть - просто бесконечные циклы перерождений, и никакого Царства Истины нет и не будет. Либо это второе пришествие с воскресением мертвых праведников, но тогда почему воскресили Иуду, если он не праведник, а если он праведник, почему он был до этого в аду? У Иисуса семь пятниц на неделе?

В общем, логичней считать это несвязанным с основным сюжетом обрамлением вроде приезда и отъезда актеров в фильме 1973 года.

 

Часть 3. Власть и свобода

В финале Пилат говорит беснующейся толпе в аду: "когда вы упьетесь своею свободой и вас затошнит от нее". Так вот, это не свобода, это вседозволенность, беспредел, воля, что угодно. Но не свобода. Потому что наличие свободы предполагает наличие ответственности. У человека в толпе уровень личной ответственности снижается. А свобода - это прекрасно, и не может нормального человека от нее тошнить. Откуда у Пилата такие странные идеи, почему к нему кто-то должен приходить и просить прощения (это в аду-то), понятия не имею.

Зато весьма понятно желание иудеев казнить Иисуса. Вот посудите сами: чуть ли не весь Ветхий Завет Бог занимался тем, что помогал истреблять врагов иудейского народа разными способами - то насылал казни на египтян, то солнце останавливал, чтоб иудеи в битве победили; а тут появляется какой-то тип, учащий любить своих врагов, если ударили по правой щеке - подставить левую, и так далее, и тому подобное, в плане не противления неизбежному и превозмогания. Сначала обещает царство, а потом практически заявляет, что рабство - нормальное состояние для иудеев, и никаких плюшек в этой жизни они не дождутся. И царство не в этом мире, ага. После такого поворота Иисус закономерно получает ненависть большинства иудеев. Не нужен им Иисус, им нужна свобода от Рима. Может, Пилат об этом?..

В общем, спектакль произвел на меня огромное впечатление и вызвал желание писать огромные философские трактаты о скрытых смыслах. Рекомендую всем, кому такое интересно.

Первоисточник

Отзыв Вирсавии Эмбер' /></p>
</cite>    </div>
  </div>
</article>
	
	</div>
	

<!--MAIN-->	

	
<!--FOOTER-->
<footer class=

Copyright © 2012-2017 Рок-опера Jesus Christ Superstar (JCS)

Правообладателям | Ссылки | Обратная связь (Feedback)
Powered by GetSimple