Иисус Христос суперзвезда

Иисус Христос - сенокос

Среди многочисленных альтернативных версий, пародий и "авторских прочтений" рок-оперы "Иисус Христос суперзвезда" особое место занимает студенческое творчество. Речь идёт не о студенческих постановках оригинального варианта, а о создании совершенно нового сюжета, положенного на музыку Эндрю Ллойд Уэббера. 

Советские (о современных я что-то не слышал) студенты создавали свои варианты ИХС, как правило, в стройотрядах, на сельхозработах, реже - к капустникам и КВН.

Я слыхал о двух наиболее популярных вариантах  - про колхоз и про наркомана Иванова. Много лет искал я следы этих раритетов, но попадались лишь какие-то скудные обрывки информации. Хотелось же восстановить картину в целом.

И вот недавно мне повезло, я натолкнулся на блогера simartsimart - поэта, певца, композитора, критика, мастера на все руки и вообще весёлого и энергичного человека. Но главное - автора много лет разыскиваемого мной опуса под названием "Иисус Христос - сенокос" (это как раз версия про колхоз).

Я связался с simart и попросил его поведать подробности создания этого необычного произведения.



- Здравствуйте. Случайно наткнулся на ваш пост об "Иисус Христос - сенокос". Не могли бы вы рассказать побольше подробностей об этом необычном "проекте"?

- Здравствуйте. Попробую. В 1976 я работал на заводе "Светлана" (это Питер), а в те времена было обычным делом послать работника на овощную базу, на сенокос и т.д.

И собрали молодёжь... мальчики-девочки... и послали нас на сенокос на 3 месяца в Парголово-Дранишники (это рядом с Питером) и мы должны были заготовить 720 тонн сена (заготовили, заплатили нам копейки). Жили мы в бараке, на выходные иногда отпускали домой. У нас был начальник, была комиссар, всё было, как  в студенческом стройотряде.

... а нам хотелось праздника. Первый месяц на праздник денег не было. Мы пахали и заработали немножко денежек. И решили устроить "банкет по случаю открытия сезона".

А в те времена рок-опера "ИХ-суперстар" (да и до сих пор!!!) была № 1 !!! (с Гилланом)!
Все её слышали и любили. Поэтому я для "открытия сезона" собрал поющих человек 5-6, придумал текст под те фрагменты, которые можно было на гитаре сыграть одному (просто остальные умели играть 3 "блатных" аккорда - помощников не нашел) и тайком мы подготовили "рок-оперу", как основной сюрприз на банкете "Открытия сезона".

Там же сперва были речи в духе советского воспитания - как мы помогаем колхозникам (реально - был совхоз "Парголово"), а потом мы и исполнили в ролях. Мы-Народ, Начальник, Комиссарша, мальчики-разгильдяйчики (арию Комиссарши отлично пела комиссарша).

В тексте всё отражено - за пьянку, если начальник поймает, отправляли пахать в посудомойку...)
Мы выступили - все были в полном восторге! Поэтому потом пришлось повторить.

У нас был "сухой закон" - запрещалось употреблять. Поэтому мы ночью тайно ходили "к Аннушке" - рядом было деревенское кладбище, а у Аннушки у могилки была широкая скамейка - мы там тайно пили... в общем - обычная стройотрядовская молодёжная жизнь...

А моя рок-опера прижилась, и потом на турслётах завода все кричали - "оперу давай!". И мы с другом Вовкой (он умел петь) на 2-х гитарах её в лицах исполняли.

Потом "ИХ-сенокос" прижился в народе. А потом.... в 1978????  не помню.... нас позвали на соревнования на приз газеты "Смена" - это на Вуоксе в Лосево соревнования на каяках (лодки такие). И вечером у большого костра был большой концерт самодеятельности, и после всяких "бардовских розовых соплей" народ стал кричать "оперу давай!!!".
 
Примерно в середине "оперы" нам отключили динамики, но мы с Вовкой честно доиграли и допели.
Самое странное - потом мне были звонки от друзей, которые говорили, что по Би-Би-Си было получасовое обсуждение "ИХ-сенокос" (название они на Би-Би-Си не знали), как пример развала сельского хозяйства в СССР (скорее всего запись была с соревнований, я сам не слышал).

А потом прошло много лет...  мои горные друганы иногда просят сбацать "оперу" у костра... а потом я подумал, что проще записать, подарить всем по диску и больше по пьяне не петь (это я умею плохо).

И была у меня боевая подруга, которая петь не хотела, но спела. А я на компе записал все дорожки и с ней спел (это было в программе Адоб Аудишн) = чтобы добро не пропадало (мои первые опыты по-дорожечной записи на компе в домашних условиях).

Придумал в 1976-м, дома записал на Новый Год в 2012-м...  вот и вся история...
Музыка - Э.Л. Вебер, слова стали народными (а теперь это всё в прошлом)...
Если посмотреть ссылки в моём ЖЖ - тут и тут - то я до сих пор продолжаю шалить.

- Огромное спасибо за рассказ. Думаю, что по ценности информации его можно сопоставить с ситуацией, когда кто-то из оставшихся в живых после Куликовской битвы описал современникам её детали :)
А можно ещё какие-нибудь подробности об исполнении? Кто пел женскую партию, откуда брали фонограмму, какие были трудности с записью и т.д.?

- Про исполнение.
Подругу зовут Света. Я её уговорил спеть (она по жизни не поёт). Никакой фонограммы не было - просто пришла идея записать "рок-оперу" на диск в формате MP3 и подарить друзьям (чтобы не приставали у костра в лесу).

Просто сел и прописал все партии по памяти, ничего даже не чистил (с точки зрения - убрать ошибки, добавить частоток... и т.д.), так как "Jesus Christ Superstar" реально супер-рок-опера, то и музыка запоминается. У меня нет муз образования, я самоучка, как слышал - так и сыграл. Просто сел с гитаркой и сыграл (сейчас переслушал - повторить так не смогу...).

Использовал акустическую гитарку с пьезодатчиком + гитарный искажатор ZOOM G1, барабаны от самоиграйки Ямаха, старенькую бас-гитарку Iris bass, и в конце какой-то смех из библиотеки звуков (Гараж Бэнд... или библиотека Адоб Аудишн... не помню...).

Я периодически дёргаю струны на гитаре...я бывший "рокер", раньше до 1980-го играл всякий рок. Хотя,"бывших", говорят, не бывает, поэтому трудностей с "фонограммой" у меня не было - кроме одной трудности -  я петь не умею.

В своём варианте я допридумал вступление перед "Сны" (апостолы. The Last Supper,  = 1 тема на втором диске), чтобы переход был лучше.
В полной версии "Суперстар" у Магдалины есть куплет, и тема, которые не вошли в двойной диск с Гилланом. Я нагло подумал, что могу дописать свою тему в стиле дядьки Вебера.

Кстати, про "Jesus Christ Superstar". Мне кажется, что с Гилланом - самая крутая и лучшая версия. Американская версия и близко не лежала.
Из последних - не помню когда - была совсем свежая версия (фильм) "молодежный вариант", там все в джинсах, косухах и т.д. - забавный вариант.
Я этот фильм лет 5 (???) тому назад видел - подробностей не помню. Но "молодежный вариант" лучше, чем американский фильм.

Даже и не знаю, что ещё рассказать... теперь же всё просто - комп пишет много дорожек, прописал барабаны, прописал аккорды, прописал бас, голос, добавил пару гитарок...  если был нужен хор - мы со Светой пропели 4 дорожки...

"ИХ-сенокос" был моим первым опытом домашней записи. Учусь я домашнюю музычку записывать. Что в голову пришло, то и записываю сразу. Если сразу не запишу - потом из головы вылетает.
Сейчас много молодых мастеров, которые на компе музыку делают... я пока только учусь...

- И ещё раз огромное спасибо за рассказ. С вашего разрешения, я опубликую его на сайте. Плюс все треки из "Иисус Христос - сенокос".

- Не возражаю ))



Вот так в мои руки и попала ценная информация.
Вот обложка того самого альбома, который автор выпустил в надежде, что к нему перестанут приставать с просьбами спеть (кликабельно)

Иисус Христос - сенокос


А вот и собственно "Иисус Христос - сенокос":
 

ЗАВЕРТЮРА


СЕНО


СНЫ


НАЧАЛЬНИК


КОМИССАРША


ПОГОСТ (мальчики-разгильдяйчики и девочки-разгильдевочки)


КОДА

Powered by GetSimple