Иисус Христос суперзвезда

Театр Рок-опера, Омск, 6 ноября 2015 года

6 ноября в Концертном зале Омска была показана рок-опера "Иисус Христос суперзвезда" в постановке петербургского театра "Рок-опера". Показ спектакля состоялся даже несмотря на то, что группа православных активистов требовала его отмены.

По сообщению информационного портала "БК55", перед показом оперы у Концертного зала появились два человека с транспарантами. На табличках было написано "Православные граждане против показа кощунственной оперы".

Зная, что митинги нужно согласовывать с правительством, мужчины решили выдать акцию за два одиночных пикета, поэтому один встал у центрального входа в концертный зал, а другой – у служебного.

Полицейские отказались верить в то, что протест является одиночным, ведь на транспарантах мужчин было написано одно и то же. Поэтому стражи порядка заставили удалиться одного из митингующих.

Но всё это не помешало зрителям увидеть шедевр Эндрю Ллойд Уээбера и Тима Райса в живом исполнении. Актёрский состав был таким:

Иисус - засл. арт. РФ Владимир Дяденистов,
Иуда - Вячеслав Пронин,
Магдалина - Татьяна Ворончихина,
Пилат - засл. арт. РФ Богдан Вивчаровский,
Анна - засл. арт. РФ Александр Кавин,
Кайафа - Кирилл Смирнов,
Ирод - засл. арт. РФ Александр Трофимов,
Петр - Ярослав Баярунас.

На спектакле побывал знакомый нам Максим Самойлов. Он оставил развёрнутый отзыв под названием "Поход на рок-оперу". С разрешения Максима публикуем ниже его впечатления от просмотра ИХС.


Прежде чем рассказать о самом спектакле, я хочу поведать о том, что предшествовало просмотру.

Я пришёл в здание «Концертного зала» за час до спектакля. В гардеробе купил программу спектакля за сто рублей. После чего, сдав куртку в гардероб, я отправился заранее искать вход на балконы зала. Нашел очень быстро — их и искать не надо было — сверху над дверями на табличках всё было написано. Когда я подошёл к ним, охранник мне сказал, что в зал пропустят за 15 минут до начала спектакля. Я стал ждать.

Пока я ждал,  неожиданно для себя услышал, как на сцене Концертного зала репетировали «Джизус маст дай». У меня даже мурашки по коже пробежали. Уже слышать вживую эти чарующие звуки было для меня большим наслаждением. Они проиграли её около трёх раз. И после этого, один раз отрепетировали «Песню царя Ирода».

Время шло и шло. И так, постепенно, настало время входить. Двери открылись и я, поднявшись по красивой лестнице, направился к центральному балкону.

На моё удивление, вид с балкона на сцену был отличный. Сам зал был не таким большим, каким я его себе представлял. Но прежде чем я сел и расслабился, произошло небольшое комичное происшествие.

Несколько людей - и я в том числе - перепутали свои места. Я случайно сел на ряд выше — предвкушая спектакль, я не заметил, что в центральном балконе не 4 ряда, а 5, а так как я знал, что мои места в самом конце, вот я и сел на самом последнем ряду — пришлось пересесть на нижний ряд. Там на моём месте уже сидели две девушки: на вид мать и дочь — они мне сказали, что и у них 4 ряд 15, 16 места. Слава Богу, разобрались быстро. У них были места в боковом ряду.

И так, я сел и с радостью для себя обнаружил, что у меня место с видом прямо в центр сцены. Из дома я взял театральный бинокль, ожидая, что будет плохо видно, но видно было, как выяснилось впоследствии, прекрасно и бинокль не понадобился.

И вот, прозвучали три сигнала о начале, в зале потушили свет и спектакль начался. Перед началом голос в динамиках объявил, что данная постановка идет в честь 45-летия со дня написания рок-оперы и что они (артисты театра) счастливы с играть данную рок-оперу нам (зрителям). Спектакль шёл под минус с живыми голосами.

Я закрыл глаза и приготовился, что сейчас будет очень оглушительно громко — как в каких-нибудь рок-клубах, но с удивлением обнаружил, что уровень громкости весьма комфортный и даже скромный, но так, что бы всем всё было слышно. И это мне очень понравилось.

То что происходило на сцене, я описывать не стану — это можно увидеть на любой видеозаписи данного спектакля, там всегда практически одно и тоже. Про текст, то есть так называемый перевод, приближенный к Евангелию, я так же промолчу ибо мне он не по душе, а эталоном перевода данной рок-оперы я считаю перевод Вячеслава Птицына. В общем, на данном спектакле я слушал именно музыку, а не текст.

Примерно четверть спектакля — где-то до «Сна Пилата» — я сидел в буквальном смысле разинув рот и, подобно ребёнку, которому наконец-то дали то, о чём он всегда мечтал и грезил, я во все глаза смотрел на сцену, ни на миг не отрываясь, боясь упустить каждую мелочь.

В момент «Сна Пилата» я уже более основательно стал следить за сюжетом. Я буквально каждой клеточкой своего тела впитывал, словно губка, каждую нотку, каждый звук со сцены. Паралельно с этим я старался представить себе, что всё это происходит на самой деле, а не спектакль. Старался, и, в особенности, во втором акте, сочувствовать и переживать героям. Первый акт пролетел для меня, как одно мгновение — настолько я был увлечен происходящим на сцене.

Когда зазвучала «Гефсимань», мне захотелось сложить руки ладонью к ладони, как при молитве. Так я и сделал. И в такой позе я и прослушал всю «Гефсимань». Я смотрел прямо на Иисуса, его играл Дяденистов, и мне казалось что и он тоже смотрит на меня. Пел он негромко, скромно, но очень убедительно — показывая тем самым героя скромного и смиренного внешне, но очень сильного внутренне. Единственное громко спетое место было последнее «За что умру!» после слов «Для чего я должен жизнь отдать?». Словом, мне очень понравилось исполнение Дяденистова, это надо было видеть самому.

Так же запомнилась сцена «Пилат и Христос». У Пилата был красивый глубокий низкий голос. Играл он хорошо и убедительно, обращаясь непосредственно к актерам, а не отстраненно, как например Каиафа и Анна которые в своих сценах просто стояли по краям сцены и пели свои партии, но зато — пели отлично.

Когда началась «Песня царя Ирода» я автоматически вспомним слова Макса Захарова — админа группы ВКонтакте «Jesus Christ Superstar The Rock Opera», где все поклонники и фанаты данной рок-оперы — что с Иродом неплохие девочки выходят. И действительно, с самого начала со старым толстым Иродом вышли несколько молодых девушек в разноцветных одеждах и с ленточками. В общем, во время этой арии была настоящая праздничная атмосфера, контрастирующая с лежащим ничком Иисусом, что говорило, о трагедии этого момента: что-то вроде «Пир во время чумы». Такая была атмосфера и ассоциация.

Сцена «Смерть Иуды», которую я так же ждал с нетерпением, так как это одна из моих самых любимых сцен во всей рок-опере и я раньше ассоциировал себя с Иудой первые годы после школы, так же вышла неплохой — не такой мощной, как я ожидал, но всё же — хорошо сигранной. Актёр, играющий Иуду, вёл себя абсолютно естественно на протяжении всего спектакля, убедительно играя. В данной сцене Иуде действительно хотелось сочувствовать, его действительно было очень жаль. Правда, я ожидал, что появится петля, хотя бы как символ самоубийства, но был приятно рад, что вышло не так, как я ожидал.

Последняя сцена «Суд Пилата» так же была сделана хорошо. Как я уже говорил про сцену «Пилат и Христос», актёр играющий Пилата мне очень понравился своей игрой. В месте, где без плети, образно, бичевали Христа — я наблюдал за Пилатом — актер мимикой лица и всеми движениями частей тела очень убедительно играл внутренние ужас и страдания прокуратора.

Конечно, я привёл здесь только самые яркие сцены и моменты из спектакля, но это не значит, что остальные были хуже — всё было на одном высоком уровне.

В целом, спектакль мне очень понравился, особенно финальная тема после «Распятия», когда в кромешной тьме очень тихо звучит «м-м-м-м-м» хором и постепенно увеличивая громкость переходит в «гитарный слайд» на электрогитаре, когда палец скользит по вдоль грифа от деки до головки гитары, и затем на той же электрогитаре звучит тема Гефсиманской молитвы. На моменте перехода между хором и электрогитарой я закрыл глаза и приготовился впитывать без остатка этот чарующий, волшебный, пленяющий, цепляющий и щемящий до глубины души пронзающий звук электрогитары. В этом момент я почувствовал ровно тоже самое, что когда-то несколько лет назад, при самом первом прослушивании аудиозаписи данного спектакля на компьютере через колонки — из моих глаз, ровно также, как и тогда, полились слёзы, — настолько это было трогательно. Я никогда не стесняюсь плакать — я не считаю, это чем-то постыдным для парня, на оборот, от этого даже легче становится.

Когда все актёры выходили на поклон, я хлопал ладонями, вытянув руки над головой, что бы было видно насколько сильно мне понравился спектакль.

Выйдя из здания «Концертного зала», я, направляясь к своей остановке напевал «Гефсиманию» на английском языке.

В общем, я нисколечки не жалею о с пользой потраченном времени. И теперь я прекрасно понимаю, тех, кто говорит, что смотреть спектакли в живую, совсем не то, что в видеозаписи. Не те ощущения. Так что, если в ваш город приедет театр «Рок-опера» со спектаклем «Иисус Христос суперзвезда» — советую! Не пожалеете! Приятного просмотра!


Сканы программки спектакля (кликабельны):

Иисус Христос суперзвезда в Омске

Иисус Христос суперзвезда в Омске

Вкладыши к программке (кликабельны):

Иисус Христос суперзвезда в Омске

Иисус Христос суперзвезда в Омске

Powered by GetSimple