Есть у меня такая традиция. На свой день рождения - нет, не ходить с друзьями в баню - а покупать себе билет в театр Моссовета на спектакль "Иисус Христос суперзвезда". В этом году я не стал отступать от этой традиции и взял билет на 24 апреля. Актёрский состав на этот день выглядел следующим образом:
Иисус из Назарета - Михаил Панферов
Иуда Искариот - Андрей Богданов
Мария Магдалина - Ирина Климова
Кайафа - Вячеслав Бутенко
Анна - Леонид Сенченко
Савл - Андрей Межулис
Симон Зилот - Олег Кузнецов
Понтий Пилат - Валерий Сторожик
Царь Ирод - Андрей Смирнов
Юродивый - Сергей Шандрыгин
Апостолы, воины, торговцы, нищие - балетная труппа под руководством А.Посвянского
Конечно, я надеялся "заполучить" в состав Валерия Анохина, потому что в моём понимании Валерий Анохин и сценический Иисус - это близнецы-братья. Примерно так, как Партия и Ленин ))
Но Михаил Панферов не подвёл, нет, не подвёл. Весь спектакль я внимательно следил за Иисусом, стараясь найти ошибки, недочёты, некорректности (ну такой уж я вредный!) - но ничего так и не нашёл. Всё было сделано на высоте, профессионализм никуда не деть, я ни капли не пожалел, что в этот день на сцене был именно Михаил.
Иуда (Андрей Богданов) - ох, этот спектакль воистину был его бенефисом. Я не буду утомлять читателя перечислением всех возможных хвалебных прилагательных, каждый может придумать их сам и приставить к исполнению роли Иуды в этот день. И все эти хвалебные прилагательные подойдут в полной мере. В сцене смерти Иуды я даже украдкой смахнул слезу - а ведь я смотрю ИХС на сцене Моссовета уже в седьмой или в восьмой раз, а в других исполнениях смотрел и слушал "Иисуса" раз триста. Или четыреста - уже не помню. Вот что такое хорошее живое исполнение!
Мария (Ирина Климова) - ожидал большего. Нет, всё было хорошо - и вокал, и игра. Но не хватало какой-то простоты, прозрачности, света... Слушая мощный голос Ирины Климовой, я не верил, что это Мария.
Влюблённая, верившая, отчаявшаяся...
Передо мной была уверенная в себе красивая женщина, способная сокрушить всё вокруг ))
И немного не понял я смысла смены цветов в одежде. В прологе Мария была в красном, всё действие в голубом, а в эпилоге опять с красным. Наверно, не смог постичь какого-то глубокого режиссёрского замысла...
Симон Зилот (Олег Кузнецов) - почему в чёрном? Сюжет таков, что по "цвету штанов" должно быть ясно кто есть кто. Особенно, неискушённому зрителю. Симон весь спектакль выглядел как засланный в апостольскую среду казачок. Было непонятно - "хороший" он или "плохой"? Короче, с цветами одежды были у меня в этот день полные непонятки.
Первосвященники. Анна и Савл (Леонид Сенченко и Андрей Межулис), как мне показалось, потерялись немного. В идеале они не должны уступать Кайафе по яркости и колоритности. На сцене - уступали и очень здорово. Ну или, может быть, это Кайафа (Вячеслав Бутенко) вознёсся на такую сценическую высоту, что достать его было невозможно...
Я, кстати, готов поверить в эту версию. Насколько я вижу - многие школьники и студенты в любительских постановках "Иисуса" нередко копируют манеру игры Вячеслава Бутенко. Наверно, он уже попал в наглядные пособия ))
Понтий Пилат (Валерий Сторожик). Интересное осталось впечатление. Поначалу ("Сон Пилата") мне не понравилось. Некоторое запаздывание текста по отношению к музыке в стиле Нани Брегвадзе меня удивили и даже слегка раздосадовали.
Но потом пошло актёрское действо и Пилат преобразился. Диалог Пилата и Иисуса (словесный) - это вообще одна из сильных сцен спектакля. И драматически свою роль Валерий Сторожик в дальнейшем отыграл на пять с плюсом.
Ирод (Андрей Смирнов). Почему-то частенько начинает казаться, что роль эта несложная и исполнить её как надо - дело не самое тяжёлое. Это, конечно, не так. И за кажущейся лёгкостью всегда прячется большой труд, талант и мастерство актёра. В этот вечер всё было исполнено блестяще.
А вот массовка разочаровала. Хор пел так, что мало что было понятно. А в зале сидят не только такие как я - которые знают весь спектакль наизусть. Много тех, кто пришёл в первый раз, много детей и молодёжи. Когда не понятно что поют - теряется нить сюжета, теряются краски, смысл.
Ну а в остальном всё было как всегда. Слегка попенял на кривоватость (местами) русского перевода. Слегка повозмущался некоторой вольностью моссоветовской трактовки этого произведения. Слегка поругал звукорежиссёров, выкручивающих (местами) звук на слишком большую громкость.
А потом... Потом поблагодарил судьбу за то, что есть на свете такой театр, который вот уже скоро тридцать лет как ставит замечательное произведение Эндрю Ллойд Уэббера и Тима Райса под названием "Иисус Христос суперзвезда".
За то, что всегда на день рождения я имею возможность сделать себе такой чудный подарок и сходить на ИХС.
И - традиционная фотка на лестнице, куда уж нынче без селфомании...
Спасибо актёрам и до встречи на следующем спектакле!