Иисус Христос суперзвезда

Jesus Christ Superstar. Рок опера в СССР

Это не история создания величайшего произведения, это одно из воспоминаний того, как рок опера «Jesus Christ Superstar» появилась на просторах СССР.


Jesus Christ Superstar-1970

Часть первая. Истоки. Год 1975. Ленинград

В СССР тогда были известны более менее три-четыре варианта JCS: два английских, американский и французский. Все варианты были представлены исключительно в виде виниловых альбомов. Другого формата тогда попросту не существовало, разве что магнитофонные альбомы. Только саунд!

Видеомагнитофонов, особенно кассетных, тогда еще не было, а везти в СССР кинопленку с фильмом мог разве что сумасшедший. И даже если бы каким то чудом, кто то привез частным образом в СССР кинопленку, то после первого же просмотра КГБ, фильм не только бы изъяли, но могли бы запросто отправить куда-нибудь валить лес, и владельца пленки, и зрителей. Так что еще раз - только саунд!

Очень мало кому были известны американский и французские варианты, да и те, кто были с ним знакомы, относились к ним, скорее, не как к опере, а как к сборнику песен (кстати, на американском была очень неплохая Магдалина и совершенно необычное исполнение арии Пилата). Так что, почитатели рок оперы разбились, в основном, на два лагеря: "гиллановский" и "фильмовой". Под таким же названием на толкучке (нелегальный «черный рынок») продавались и двойные виниловые альбомы этих версий. Причем, сразу замечу - продавались - это очень громко сказано! Дело в том, что на "черном рынке" двойник стоил хоть и не мало, но привозили их ничтожное количество и привозили именно "для себя", т.е. никто продавать особо не собирался. Большинство знакомилось с оперой в виде магнитофонных альбомов, причем редко у кого была первая копия. Но, даже вторая считалась большой удачей, т.к. можно было внятно услышать и музыку и текст. Вот с этих вторых копий и шел самый массовый посыл "в толпу", т.к. такую копию разрешали перезаписывать бесплатно, в отличии от первых, которые стоили немалых денег. (Вторые, тоже иногда что-то стоили, но значительно дешевле).

Лично мне довелось впервые увидеть оригинальный альбом на толкучке только в 1978 году! А ведь я его искал довольно целенаправленно с 1975, но не было в продаже - хоть убейся! Увидел и, конечно, купил и понял.... что меня жестоко "нагрели", т.к. диски были запилены просто в хлам. Но это был оригинал с "ангелами"! Если интересно, то этот двойной альбом у меня не сохранился, т.к. его с удовольствием купил какой то странный коллекционер раритетов и я расстался с ним за смешные деньги без особого сожаления. Конечно, в конце концов, я таки добрался до оригинального двойника в приличном состоянии, но это отдельная история.


Jesus Christ Superstar-1973

Часть вторая. Поклонники первой волны

Первыми почитателями рок оперы стали поклонники группы "Deep Purple". Благодаря "забугорным" голосам, группа в СССР имела большую популярность. Диски этой группы появлялись на «черном рынке» весьма оперативно и, как следствие, лавинообразно появлялись и магнитофонные копии с этих дисков. Вся информация о качестве музыки, базировалась на мнениях местных "экспертов", среди которых было и не мало джазменов (при условии, что они вообще слышали эти записи). Естественно, что в СССР информации о рок опере практически не было (зато был, само собой, с 1977г. на BBC - Сева Новгородцев).

Так вот, пошел слушок, что группа ДП выпустила оперу! Но потом довольно быстро выяснилось, что опера и впрямь есть, да вот только ДП имеет к этому весьма далекое отношение. Т.е просто Гиллан был приглашен в качестве исполнителя роли Иисуса. Но, это потом во всем разобрались, а поначалу, срочно стали искать возможность добыть новый музон. К слову сказать, рок опера JCS была далеко не первой рок-оперой. Уже были известны рок-опера "Волосы" Макдермота и "Томми" группы Who, но JCS переплюнула всех и сразу....и надолго!

Итак, к 1973г. народ, в особенности поклонники ДП, уже хорошо были знакомы по крайней мере с основными мелодиями рок-оперы. Стоит ли после этого удивляться, что большинство и до сих пор считают эту постановку самой лучшей? Ведь они на ней "воспитывались". Это как птенцы: кого первого увидел - тот и мама. Потом, конечно, кто-то стал слушать иные варианты, сравнивать, выбирать и пр. но большинство этого просто НЕ ДЕЛАЛО. И если им сразу понравилось это произведение, то понравилось навсегда, именно в данном варианте, хотя далеко не все знали авторов этой рок оперы – Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса (Andrew Lloyd Webber & Tim Rice).


Jesus Christ Superstar-movie

Часть третья. Поклонники, вторая волна

К 1975 году JCS становиться культовым альбомом. Почти все рок музыканты стараются «подобрать» аккорды понравившихся партий. На студенческих рок-фестивалях «бесстрашно» исполняются отдельные фрагменты рок оперы, в основном - партия Иуды. Алексей Козлов, по непроверенным слухам, делает подпольную постановку со своим оркестром. В воздухе витает ожидание чего то нового, небывалого, что вот-вот появится. И, что-то свое, отечественное - и появилось!.... "Орфей и Эвридика" Журбина в исполнении «Поющих гитар». Все круто, но! еще не успели толком разобраться с первым саундом ИХС, как тут как тут, появился второй! Да еще какой! На «музыкальные просторы» СССР буквально врывается саундтрек фильма «Jesus Christ Superstar» (1973г. реж. Norman Frederick Jewison).

Надо сказать, что на «западе», естественно, экранизация рок оперы не заставила себя долго ждать, но для СССР это ровным счетом ничего не значило – фильм в прокат, естественно, никто пускать не собирался. А вот для поклонников рока - очень даже....особенно поклонникам ДП. Вместо обожаемого Иисуса - Гиллана (хотя он уже почти свалил из ДП) на саундтреке какой то Нилли! Вместо Мюррей Хида (Murray Head) – некий Андерсон. К тому же, прошел слушок, что он еще и черный в придачу (что позже в эпоху видео полностью подтвердилось). В общем началась смута.

Еще раз напомню - фильма НИКТО не видел! Только слушали и очаровывались. Девушки массово предпочли фильмовый вариант. Не знаю причин (возможно, стало больше магнитофонов), но фильмовый вариант стал стремительно распространяться на рок музыкальном пространстве. Почти никто не отрицал высокий профессионализм и высокую культуру исполнения практически всех партий, особенно главных. К тому же, в состав поклонников оперы стали вливаться новые поколения, ранее не слышавшие ни ДП, ни первого варианта, для них фильмовый вариант сразу стал главным и лучшим, т.е. опять эффект "воспитания". Так и получилось, кто на чем "воспитывался", тот и считал свой вариант безусловно лучшим, хотя не отрицал и второго, мол это тоже хорошо, но...наш лучше!

Почему я начал с 1975? Да именно потому, что в 1975 г. в общежитии ЛИАПа во время очередного дружеского застолья между поклонниками вариантов 1970 и 1973 (первых численно было больше) вспыхнул яростный спор – какой вариант лучше? Спорили, и не соглашались практически по всем аспектам, в т.ч. какой певец/певица лучше. Обе стороны знали рок-оперу только по магнитофонным записям, т.к. оригинального винила НИ У КОГО не было. Полных составов так же никто не знал (знали только Гиллана). Так и расстались, все при своем мнении (хорошо, что не дошло до драки) но примирившись на общей идее, что ИХС - это круто!

Сейчас это кажется смешным и забавным, но только не в то время. Например, спорили до хрипоты, чья Магдалина лучше! Уже спустя годы выяснилось, что это была одна и та же исполнительница Ивонн Эллиман (Yvonne Marianne Elliman). Зато Каиафа практически не вызывал никаких споров. Мощный густой голос на фильмовом треке - таким и должен быть Каиафа. Только в 1976, мне лично удалось добыть текст и состав участников "гиллановского" варианта и именно с него был сделан первый, сначала подстрочный, а потом и стихотворный переводы. Но, для этого, этот вариант пришлось переписать от руки, на это ушла почти целая 48 листовая тетрадь. Состав "фильмового" варианта удалось найти значительно позже, уже после 80 года.


Часть 4. Заключительная

Наверное, нашему поколению в известной мере повезло. Ведь мы учились и знакомились с музыкой в очень интересное время - когда только появлялись или были на творческом пике нынешние мегазвезды, типа Pink Floyd, Deep Purple, Uriah Heep, Nazareth, Led Zeppeling, Rolling Stones, Queen, Black Sabbath, Elton John, King Crimson, Scorpions, Genesis, EL&P и т.д. и т.п. Относительно недавно распались The Beatles и была какая то надежда, что они таки соберутся вместе... Еще были живы и Леннон и Высоцкий и периодически ярко, но не надолго, вспыхивали новые "звезды" типа Rick Wakeman.

"Бульон" в котором готовилась к появлению на свет рок-опера был высочайшего уровня и великолепного качества. В такой обстановке шедевры появлялись совершенно естественно. И прекрасно, что именно в это время развивался талант Ллойда Вебера. Неудивительно и то, что сначала был слух о том , что это рок-опера создана группой Deep Purple, т.к. к тому времени они уже поддержали своими альбомоми April и Concerto for Group and Orchestra вектор взаимодействия рок-музыки с классическими оркестрами, заданный The Beatles в своем лучшем альбоме Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band.

Совсем не претендую на то, что все мои сверстники в обязательном порядке прошли такой путь знакомства с JCS, но то, что мы знакомились с этим великолепным произведением совсем иначе, нежели нынешнее поколение – совершенно очевидно. И еще один интересный момент, почти каждый любитель рок музыки помнит, когда он впервые услышал JCS.


Автор - Аскар Исабаев, большой поклонник и знаток ИХС, автор одного из переводов либретто оперы на русский язык.

Источник - hi-fidelity-forum.com
Powered by GetSimple